От волонтера – до педагога
Поработав с особыми детьми, юная художница решила стать педагогом
Как стала волонтером
Маша с детства увлекалась рисованием, научилась росписи по дереву, писала маслом портреты и пейзажи. Однажды они с подругой расписали веранды одного из детских садов, покрыв унылые монохромные стены веселыми героями мультфильмов.В небольшом городе Кстово под Нижним Новгородом, где живет Маша, есть волонтерское движение при Центре внешкольной работы (ЦВР) имени С.А. Криворотовой. Маша стала одним из его добровольцев.
– Это был важный этап в моей жизни, – рассказывает девушка. – Мы, тогда совсем еще юные волонтеры, собирали по весне мусор в окрестных лесах и парках, устраивали акции по сбору вышедшей из строя электроники и энергосберегающих лампочек с ртутью, крышек от пластиковых бутылок, макулатуры. Помогали поддерживать порядок на городских праздниках и мероприятиях.
Но больше всего Маше понравилось работать с детьми.
– Мы занимались в детском доме с гиперактивными ребятами. Играли в футбол и волейбол, вместе рисовали и лепили. Даже сняли с помощью цифрового фотоаппарата, картонных декораций и пластилиновых персонажей несколько мультфильмов.
Центр «Ы»
А потом в жизни Маши появился Центр развития толерантности и создания доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья «Ы», который был создан в 2016 году для помощи глухим и слабослышащим людям.Центр привлекал профессионалов, в том числе столичных: сурдопереводчиков, медиков, педагогов. В течение нескольких лет Центр «Ы» провел в Нижнем Новгороде, который не случайно называют «городом фестивалей», ряд инклюзивных фестивалей с мастер-классами, лекторием, сценой, игровой зоной и фуд‑кортом. Мероприятия проходили на языке жестов и собирали на своих площадках не только глухих и слабослышащих людей, но и других жителей города. Слышащие и глухие вращались в одной среде, лучше узнавая друг друга.
– У меня всегда был интерес к языкам, я свободно говорю по-английски и по-немецки, учу французский и арабский. Я случайно узнала о существовании жестового языка. У нас в Нижнем есть тусовка тех, кто увлекается изучением языков, место называется «Солянка» – туда и иностранцы, и просто увлекающиеся языками приходят. В «Солянке» я и узнала о жестовом языке, – рассказывает директор центра Наталья Хворова.
По ее словам, людей, интересующихся этим языком, можно условно разделить на три группы:
– Первая группа – это добровольцы, которым важно просто помогать. Следующая группа – люди, которые сталкивались или столкнутся с глухими в рамках своей профессии. Это медики, банковские работники, сотрудники госучреждений. Были у нас, например, и ребята с Горьковского автозавода – у них там есть бригада глухих. Они пришли к нам на фестиваль, чтобы потом с коллегами подружиться. Третья группа – это педагоги, которые позже пойдут работать в коррекционные центры либо просто много контактируют с глухими детьми.
Центр «Ы» ставил перед собой амбициозную задачу – полностью вовлечь людей с ограниченными возможностями в жизнь социума: научить не стесняться своих особенностей, на равных общаться со слышащими, помочь получить хорошую специальность, которая позволит не только работать на производстве, но и стать, допустим, банковским сотрудником.
Чтобы освоить язык жестов, Маша после школы ездила на занятия в Нижний Новгород, на одну только дорогу у нее уходило больше полутора часов в день. Но через несколько месяцев девушка уже могла свободно общаться с глухими людьми. И чувствовала, как в ней просыпается будущий педагог: работать с детьми, как и прежде, было и интересно, и увлекательно, а главное – крепло осознание, что занимаешься важным и полезным делом.
– Особенные дети – гиперактивные, слабослышащие и глухие – очень уязвимы. Они, по сути, все время чувствуют себя оторванными от «большого мира», одинокими. Они замыкаются в своей среде, и нужно очень постараться, чтобы помочь им не потеряться в обществе, почувствовать себя на равных с остальными. Преодолеть собственную уязвимость. На самом деле уязвим каждый человек. Не случайно пел Стинг: «How fragile we are» («Как хрупки мы все»).
Решила стать педагогом
Работа с детьми сильно повлияла на Машу.– Когда-то я хотела окончить Нижегородское художественное училище, а затем поступать в художественный вуз. Например, в Нижегородскую строительную академию на факультет дизайна. А может, поехать в Москву или в Питер, поступить в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова при Российской академии художеств, – рассказывает Маша. – Но волонтерский опыт помог мне принять другое решение: я решила совместить педагогику и литературу. Мои родители – филологи, и я с детства люблю читать. После одиннадцатого класса я подала документы в Нижегородский государственный педуниверситет имени Минина.
Сейчас Маша учится на третьем курсе. Скоро она получит специальность «филолог, преподаватель русского языка и литературы». Контакта со своими друзьями по центру она не теряет, переписывается с ними в соцсетях. И мечтает, что когда-нибудь будет проводить занятия с особенными детьми уже не как волонтер, а как педагог.