Яндекс.Метрика

Назар впервые сказал «мама»

Как в Центре реабилитации и развития «БлагоДар» помогают детям с аутизмом

Ребенок с мамой на приеме у доктора
40–50 лет назад расстройствами аутистического спектра (РАС) занимались психиатры. Диагноз звучал безнадежно – «детская шизофрения», лечили в основном нейролептиками и ноотропами. Постепенно ситуация изменилась, детьми с РАС стали заниматься системно. Такой подход признан эффективным. Именно его практикуют и в Центре реабилитации и развития «БлагоДар» – это партнер бюро Русфонда в Краснодарском крае. Русфонд помог пройти курсовое лечение здесь более чем 20 детям. Невролог, главный врач «БлагоДара» Александр Молодожников рассказал о возможных причинах РАС, его проявлениях и методиках лечения.

Вне рамок «большой» психиатрии

– Александр Александрович, аутизм и РАС – разные понятия?

– Нет, фактически одно и то же. В различных международных классификациях (МКБ-10, DSM-5) используют разную терминологию. Термин «аутизм» появился в психиатрической практике 40–50 лет назад. Позже медицинское научное сообщество пришло к мнению, что аутизм следует классифицировать как отдельное нарушение психики вне рамок «большой» психиатрии. Сегодня наиболее распространен термин «РАС».

– В чем выражается расстройство?

– РАС относится к общим расстройствам психического развития, для которых характерны нарушение коммуникации, социализации и наличие стереотипных форм поведения с дебютом в раннем детстве. Могут быть и другие симптомы. Существуют разные формы РАС, причем как отдельные состояния, так и в комплексе с другими заболеваниями, например генетическими (синдром ломкой Х-хромосомы, синдром Дауна и др.).

– Что приводит к РАС?

– Современной медицине далеко не все известно. Лишь 15% всех случаев удается связать с каким-то конкретным фактором. В 85% причины непонятны. Чаще всего у РАС мультифакторная природа – и генетика, и внешние факторы. Причем внешние вредные факторы могут не только непосредственно повреждать клетки головного мозга, но и запускать так называемые эпигенетические механизмы. Они, не затрагивая первичную структуру ДНК, способны менять активность генов.

– Какие факторы, например?

– От плохой экологии до ситуативных проблем со здоровьем, как у мамы, так и у ребенка. РАС у малыша могут спровоцировать тяжелое течение вирусных и бактериальных инфекций, нейровоспаление, интоксикации, иммунные и гормональные сбои, сложные черепно-мозговые травмы. А также выраженные дефициты витаминов, микроэлементов, полиненасыщенных жирных кислот омега-3 и 6, незаменимых аминокислот, которые человеческий организм не может синтезировать, сильные психологические стрессы, переизбыток сенсорной информации.

– Информационная перегрузка так опасна?

– Сегодня дети потребляют слишком много мультфильмов, видеороликов, что приводит не только к раннему нарушению зрения, но и к функциональным повреждениям нейронных связей. Негативный сценарий разворачивается практически неизбежно, если повреждающие факторы действуют в самые ранние сенситивные, наиболее чувствительные периоды жизни ребенка. Внутриутробное развитие – один из них. Новорожденный ребенок автоматически оказывается в группе риска. По моим многолетним наблюдениям, у мам детей с РАС часто были угроза прерывания беременности, железодефицитная анемия, гестационный сахарный диабет, а у плода – внутриутробная гипоксия. Естественно, будущие мамы получали лечение. Это означает серьезную фармакологическую нагрузку. Неслучайно во всех культурах женщина в период беременности охранялась обществом, а близкие окружали ее заботой. Давно назрела необходимость профилактики аутизма в нашей стране. Но это отдельный разговор.

Без интереса к детям и животным

– Как проявляется РАС у ребенка?

Александр Молодожников, невролог, главный врач Центра реабилитации и развития «БлагоДар», с пациентом и его мамой

– Внимательному родителю и специалисту сложно не заметить, что с ребенком что-то не так. Часто отклонения проявляются уже на первом году жизни: нет радости при виде родителей, гуления и лепета, нет цепкого, устойчивого зрительного контакта с мамой и папой. Позже могут появиться стереотипии – раскачивания из стороны в сторону, махи руками, хождение «на цыпочках», подпрыгивания, однотипные звуки (вокализмы), другие действия, повторяющиеся многократно. К отдельным симптомам относятся ритуалы. Ребенку очень важно, чтобы некоторые предметы, игрушки были расставлены в определенном порядке, иначе начинается скандал, истерика. У меня был такой пациент. Едва войдя в кабинет, мальчик стремительно бежал к стенду на стене, чтобы ткнуть его пальчиком, услышать хруст пенопласта. Только после этого мы могли общаться. Тревожный знак, если ребенок не смотрит в глаза при обращении, не реагирует на имя или откликается на него избирательно, не показывает указательным жестом на интересующий предмет. Дети с РАС, как правило, предпочитают играть самостоятельно, либо игра носит деструктивный характер (толкнуть, отнять игрушку, все разбрасывать и т. п.), в ней не просматривается сюжетно-ролевая направленность. Яркий маркер при РАС – отсутствие или слабый интерес не только к другим детям, но и к животным, бедность или ограниченность эмоций.

– А в чем разница при контакте с животными?

– Нормотипичный ребенок выражает свои чувства обычно разнообразно, неформально. Он обязательно проявит любопытство, например, к котенку, погладит его, попытается даже схватить. Ребенок с РАС не видит животных, не замечает их присутствия, не выражает радостных чувств, любопытства. Бывает и по-другому – боится их.

– Это правда, что дети с РАС часто избирательны в еде?

– Да, проявиться это может уже в первый год жизни, во время введения прикорма. В норме ребенок привыкает к пюре, творожкам, кашам, затем адаптируется к фруктам, овощам и другой твердой пище. У детей с РАС ситуация другая: маме долго не удается ввести полноценный прикорм, завершить грудное вскармливание. Или же малыш признает только определенную искусственную молочную смесь и ничего другого. Ребенок при этом, естественно, недополучает необходимые полезные вещества, что может сказаться и на его развитии, и на состоянии желудочно-кишечного тракта.

– Как развивается речь у таких детей?

– Один из главных спутников аутизма – это алалия (отсутствие или недоразвитие речи. – Русфонд). В более мягком случае ребенок может заметно отставать в речевом развитии. Причем страдают буквально все стороны формирования речи: словарный запас пополняется очень медленно, нарушены лексика, грамматика, фонетика, задерживается понимание обращенной речи, присутствует эхолалия (неосознанные повторения слов или фраз. – Русфонд). Обычно именно этот факт для большинства родителей – главный триггер их беспокойства и повод обратиться к врачам. Расстройство речи, как правило, сочетается с нарушением социализации, что проявляется страхом в отношении чужих людей, нежеланием идти на контакт с другими детьми, трудной адаптацией к детскому саду. Ребенок замыкается на себе и близких людях, тяжело переносит изменение привычной обстановки.

– В чем еще может проявляться РАС?

– У 90% пациентов мы фиксируем нарушение зрительно-моторной координации, хотя офтальмологи патологии не отмечают. Нарушена когнитивная функция в системах «глаз-рука», «глаз-нога», которая помогает человеку выполнять достаточно сложные движения при помощи зрительного контроля и, что важно, при активном внимании. Эта функция необходима человеку как в обыденной жизни, так и в учебе и в любой профессии. Во время неврологического осмотра я отмечаю, что реакции конвергенции (схождения. – Русфонд) и дивергенции (расхождения. – Русфонд) глазных яблок при движении предмета перед лицом у таких детей ослаблены. Значит, у них снижено бинокулярное зрение.

– Как нарушение зрительно-моторной координации отражается на развитии детей?

Игровое пространство «БлагоДара»

– Прежде всего страдает мелкая и крупная моторика, общая координация движений. Формируется «синдром неуклюжего ребенка»: малыш вроде бы неплохо бегает, но часто падает, не умеет прыгать на твердой поверхности, в отличие от мягкой (батут, диван), долго не может усвоить, как правильно держать ложку или карандаш. Ему трудно научиться кататься на самокате или велосипеде, ловить мяч и бросать его в цель. Задержка физического развития сказывается и на формировании психических функций.

– А есть ли тактильные нюансы?

– Да, есть особенности чувствительности. В чем-то такой ребенок имеет повышенный болевой порог – например, не обращает внимания на царапины, синяки и шишки на лбу. А в чем-то, наоборот, слишком болезненно реагирует на стимул. Так, услышав громкий или негромкий, но какой-то особенный звук, малыш может закрывать уши, прятаться за родителей, при прикосновении к телу резко отстраняться, отталкивать руки другого человека. Нередко дети с РАС испытывают явный дискомфорт при контакте с определенными предметами: пластилином, тестом, резиновыми игрушками и т. п.

– РАС – это приговор?

– Нет, не приговор. Даже если это расстройство в тяжелой степени, оно поддается коррекции. Хороший пример – малыш, которого родители к нам привели в трехлетнем возрасте. Он был гиперактивным и на любые попытки взаимодействия реагировал агрессивно: кусался, дрался, разбрасывал и ломал вещи, игрушки. Этот мальчик собрал практически все признаки РАС. Казалось, случай безнадежный. Но когда ребенку исполнилось восемь лет, он пошел в первый класс общеобразовательной школы. Мальчик оказался умным, музыкально одаренным, занимается вокалом. Его родители большие молодцы: быстро осознали проблему и очень активно включились в процесс лечения, создали дома развивающую среду. Каждый день у ребенка были занятия: сенсорная интеграция, дефектолог, психолог, нейросенсорная слуховая стимуляция по методу Томатиса, бассейн и многое другое. А дома – работа с пособиями, карточками, в качестве отдыха – пение, спортивный уголок, дозированно мультфильмы и видеоролики о природе, окружающем мире.

– Чем раньше родители бьют тревогу, тем больше у ребенка шансов на восстановление?

– Да. Я всегда стараюсь на консультациях объяснить мамам и папам, что первый шаг к исцелению – принятие ситуации. Второй шаг – мобилизация себя, своих внутренних ресурсов и всей семьи. Порой приходится принимать сложные решения – например, кому-то из родителей менять работу, чтобы было больше времени на ребенка, искать деньги, оформлять инвалидность и т. п. И хотя лечение детей с РАС – дело непростое, длительное, процесс растягивается на годы, если мотивация сильная, результат придет обязательно.

Музыка мозга

– Как сегодня изменился подход к лечению РАС?

– 40–50 лет назад такими детьми занимались психиатры. Диагноз звучал как приговор – «детская шизофрения». Лечили в основном нейролептиками и ноотропами. Эффективность такого подхода сомнительна, но другого не было. Сегодня и взгляд на проблему сильно изменился, и системная работа с пациентами РАС признана состоятельной. Сейчас используют комплексную медицинскую реабилитацию: психолого-педагогические занятия, адаптивную физкультуру, физиотерапию и лекарства. Проще говоря, одного пациента ведут несколько специалистов. Именно такой подход делает помощь всесторонней, а значит, эффективной. Ведь у детей с РАС нет одной выраженной проблемы, это всегда букет.

– Как в центре «БлагоДар» работают с пациентами с РАС?

«БлагоДар» был открыт и работает в Краснодаре. В центре помогают детям с болезнями центральной нервной системы, опорно-двигательного аппарата, СДВГ и РАС

– Каждого пациента я принимаю лично. Как главный врач, невролог составляю план реабилитации и контролирую его. Если требуется, мы отправляем ребенка на дополнительные консультации к психиатру, генетику, ортопеду, нутрициологу и другим узким специалистам, на ЭЭГ и другие исследования. Далее с ребенком работают нейропсихологи, логопеды-дефектологи, клинические психологи, АВА-терапевты, физические терапевты, массажисты и другие специалисты по необходимости. Для нейрокоррекции мы применяем лучшие аппаратные методики. В их числе – биоакустическая коррекция головного мозга (БАК-терапия): ребенку на голову крепят датчики, надевают наушники, а специальная программа в приборе преобразует его энцефалограмму в музыкальную мелодию. Малыш буквально слышит, как работает его мозг. Акустический сигнал воздействует на речевые зоны мозга, интегративные, сенсорные и другие области, стимулируя их. За счет этого улучшаются механизмы саморегуляции, происходит активное дозревание или восстановление многих психических функций (внимание, память, мышление, речь, эмоции). Уже после двух-трех процедур, как правило, я вижу улучшение ЭЭГ-показателей, меняется и ребенок – у него вдруг появляются новые звуки, слова. Как только ребенок приобретает новые навыки коммуникации, процесс развития всех ментальных функций идет значительно быстрее.

– Сегодня один из признанных методов лечения РАС – АВА-терапия. Расскажите о ней подробнее.

– АВА-терапия (Applied Behavior Analysis, прикладной анализ поведения. – Русфонд) – это психолого-педагогическая методика для коррекции нежелательного поведения ребенка с РАС. Педагог выстраивает систему взаимодействия: предъявление стимула – ответная реакция ребенка – коррекция поведения (подкрепление или неподкрепление). АВА-терапия как часть комплексной медицинской реабилитации эффективно помогает развивать ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Акцент делается на устранении нежелательного, то есть протестного, поведения, развитии произвольного внимания, коммуникации, когнитивных функций. Сегодня любой серьезный медицинский или развивающий центр, где проводится работа с такими детьми, обязательно имеет в штате специалистов по АВА-терапии с базовым высшим педагогическим или психологическим образованием.

– Ваш пациент Назар Малыш – шестилетний мальчик с РАС, средства на курсовое лечение которому собирал Русфонд. Как у него дела?

– Назара мы лечим второй год. У мальчика РАС, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), расстройство формирования экспрессивной речи. Сейчас он проходит комплексную реабилитацию, в которую входят коррекция нежелательного поведения, улучшение внимания, развитие речи, крупной и мелкой моторики. Как рассказала мама, Назар развивался с задержкой. В полтора года не реагировал на родных, не интересовался игрушками, плохо ходил и не разговаривал. Упорные занятия и помощь врачей принесли некоторые результаты. Однако семье пришлось переехать, стресс от перемен сказался на состоянии мальчика: произошел откат. Но в прошлом году мы хорошо с ним поработали. Назар стал понятливее, внимательнее, усидчивее, у него улучшилась координация движений, снизилась активность, появились новые звуки, а это предшественники слов. Особенно заметно активизировалось у ребенка физическое развитие. Так, например, на занятиях по адаптивной физкультуре мальчик освоил достаточно сложные упражнения: кувырки, прыжки через препятствия, игры с мячом, «березку» и многие другие. А год назад он впервые произнес заветное слово «мама»! Тут как раз БАК-терапия дала результат. Чтобы двигаться вперед, важно закрепить результат и продолжать работать. Спасибо, что Русфонд помогает в этом.

– Сколько пациентов может принять «БлагоДар»? Откуда они?

– Ежемесячно лечение в нашем центре получают в среднем 250 маленьких пациентов, из них десять – бесплатно. Это дети с ОВЗ из семей, нуждающихся в финансовой поддержке. Бесплатное лечение возможно за счет Фонда президентских грантов. Русфонд за последние полтора года профинансировал лечение более чем 20 ребятишек. Пациенты приезжают к нам с Алтая, Сахалина, Северного Кавказа, из Крыма, Челябинска, Новосибирска. Когда видишь, как меняются дети после лечения, становится тепло и радостно на душе.

Фото предоставлены Центром реабилитации и развития «БлагоДар»
Оплатить
картой
Cloudpayments
Регулярный
платеж
Крипто-
валюта
Оплатить
c PayPal
QR и другое
Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отписаться от регулярного пожертвования можно здесь

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Для пожертвования криптовалютой скопируйте адрес или воспользуйтесь, пожалуйста, QR-кодом.
Bitcoin
bc1quqgt6edksk84rcgwqlklhya3uwgr8g3c38xge0
Ethereum
0xa06cFC044d923cd93003d835Cd409084ac605E76
Solana
BGbWHp9jsaTmcu9Z5LHYqaoJ6e73S1BJAA582cXWQ3cY
XRP
rUHuTm5yeFf7WSpuqsU4UCPt5pkqBxKTPF
Если вы хотите отправить другую криптовалюту, напишите rusfond@rusfond.rs.
Приём обеспечивается при поддержке фонда-партнера «Удружење "Русфонд Београд"» в Сербии rusfond.rs
Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Внимание! Криптовалюты здесь. Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Введите сумму пожертвования в форме выше. После этого введите номер телефона в открывшемся окне виджета оплаты. На ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Cпасибо!

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.

Дорогие друзья, абоненты Tele2!
Будьте внимательны!

От имени Русфонда (и без нашего на то согласия!) оператор поднял минимум пожертвований с привычного 1 руб. до 75 руб. а комиссию – 8% плюс 10 руб., которую оплачиваете вы при совершении платежа в пользу оператора.
Предлагаем вам альтернативу: жертвуйте по cистеме быстрых платежей (СБП). Комиссия – 0,4%, платит Русфонд. Или с помощью QR-кода. Подробнее здесь.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течении четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Скачайте из RuStore

Другие способы

Банковский перевод Альфа•банк Vk Pay Stripe