Помощь без сантиментов
Русфонд эффективно сотрудничает с крупнейшим в Краснодарском крае интернет-порталом
Между черным и белым
Светлана Лазебная: В одном из текстов «Юга.ру» процитировали главу бюро Русфонда в Краснодарском крае Светлану Петропавловскую: «Наше кредо – мы помогаем помогать. Мы являемся мостом между дарителями и нуждающимися, между СМИ и клиниками. Соединяя эти стороны, нам удается решать серьезные вопросы». Как бы вы определили кредо портала «Юга.ру»?Александр Гончаренко: Мы хотим, чтобы наша аудитория видела жизнь на юге России разной. Для идеализированной картины жизни есть государственные медиа – от телевидения до телеграм-каналов. Но жизнь не черно-белая, и наши читатели хотят знать не только о самых разбитых дорогах, но и об отремонтированных. Не только о детях, которым не хватает лекарств, но и о том, кто и как помогает им получить лекарства. Мы рассказываем человеческие истории, стараемся придать их огласке, если они могут помочь, а не навредить.
С. Л.: Материалы какой рубрики на портале самые популярные? Если оценивать по шкале из десяти пунктов, на каком месте будут материалы, посвященные теме благотворительности?
А. Г.: С февраля 2022 года самые популярные материалы стабильно – это новости, связанные со спецоперацией на Украине.
При этом наших читателей по-прежнему интересуют местные темы: городская инфраструктура, обманутые дольщики, забитые школы, сезонные пробки к Черному морю. Краснодарцы трепетно следят за судьбой Сергея Галицкого (предприниматель, общественный деятель, основатель и совладелец крупнейшей розничной сети «Магнит»), парка «Краснодар» и реконструкции кинотеатра «Аврора». Неиссякаемый источник инфоповодов – годами не решаемая мусорная проблема: от вывоза из дворов и содержания полигонов до нелегальных свалок.
Благотворительность не в числе самых популярных тем. В дневные топы читаемых материалов иногда попадают просьбы о помощи. Мы оценили бы их популярность в четыре из десяти баллов. У нас есть счетчик прочтений. Но какую выгоду для трафика дают такие публикации, мы не изучали. Помогаем информационно по мере сил.
Особые истории
С. Л.: Глава регионального бюро с теплотой вспоминает, как вели сбор для четырехлетнего Вити Майорова в начале 2016-го. Мальчик с эпилепсией, синдромом Веста нуждался в стимуляторе вагуса (импланте, который электрическими импульсами корректирует аномальную активность мозга). Требовалось собрать 1,2 млн руб. И сработала публикация на портале «Юга.ру» – с редакцией связался представитель компании «Мегафон», в итоге Вите перечислили 1 млн руб. А какие особые истории, связанные с Русфондом, могли бы вспомнить вы?А. Г.: В 2017-м коллеги писали о фестивале «10 000 бабочек ради одной детской мечты» в Краснодаре. Фестиваль был организован Русфондом и партнерами. Нужно было собрать 790 058 руб. для одиннадцатилетнего Платона Середина, который страдал редким генетическим заболеванием и нуждался в операции в Германии. Получился яркий праздник для детей и их родителей. С аниматорами, концертом, мастер-классами. Всех желающих научили мастерить бабочек из разных материалов в разнообразных техниках. За день нужную сумму собрали.
А в 2021 году, в разгар пандемии, мы писали, как можно стать донором костного мозга дистанционно. Национальный регистр доноров костного мозга имени Васи Перевощикова, Русфонд и Почта России подписали соглашение, которое значительно упростило вступление в регистр. Появилась возможность отправить образец эпителия по почте – бесплатно.
Еще был большой материал о том, как пандемия отразилась на краснодарских благотворительных организациях. Практически все руководители НКО говорили о том, что снизилось число жертвователей, упал средний размер пожертвований. Отменились многие акции. И к чему это привело? Об этом буквально кричал заголовок статьи: «У этих детей нет времени на карантин». Без своевременной помощи они страдают, а иногда и умирают. Наверняка публикация заставила читателей задуматься.
Как сделать мир лучше
Исполняющий обязанности главного редактора портала «Юга.ру» Александр Гончаренко. Фото: «Юга.ру»
С. Л.: Для журналистов, пишущих о благотворительности, важна ли эмоциональная вовлеченность? И каким должен быть текст, чтобы понравиться читателю?
А. Г.: Вовлеченность важна, но еще необходимо для новостных сайтов не давить на жалость и не эксплуатировать сострадание. Смакование сантиментов – верный путь отвадить читателей или вызвать у них раздражение.
С. Л.: Один из первых материалов, в котором упоминается Русфонд на «Юга.ру», начинается словами: «Мы так сентиментальны и жалостливы при просмотре сериалов… И так часто проходим мимо настоящей реальной беды». А почему это происходит? Видите ли вы, чувствуете ли изменения в настроении общества?
А. Г.: Сериалы и массовая культура поставляют абстрактные эмоции, их легко потреблять, воспринимать и забывать. Истории конкретных людей, нуждающихся в помощи, требуют неповерхностного внимания и глубокой эмпатии. А еще личных решений, даже если речь идет о переводе тысячи рублей. Вряд ли это похоже на просмотр 193 серий мыльной оперы, семейного ток-шоу или вечерних пятиминуток новостей.
Изменения в обществе очевидны, и произошли они в первую очередь благодаря благотворительным фондам и социально направленным СМИ. Гласность и доступность информации, как всегда, решают все. Люди не только больше узнают о других и о мире в целом, но и каждый день получают возможность сделать доброе дело. Появились способы помогать просто, например инициатива «рубль в день». Мы знаем многих, кто оформил постоянные пожертвования и не считает это своей великой заслугой. Информация и технологии в этом случае делают мир лучше.
С. Л.: Вы не только публикуете просьбы о помощи, но и пишете статьи о детях Русфонда. Охотно ли журналисты берутся за такие материалы? Это сложно или для профессионала ничего особенного, обычная рабочая задача?
А. Г.: Сложно, но возможно. Это действительно часть работы, и ее просто нужно делать, но, конечно, если журналисту тяжело даже читать о больных детях, то редакция не будет настаивать, чтобы он о них писал. Есть и другие случаи: журналист хочет и может писать на такие темы, делает это прекрасно, а потом, к сожалению, выгорает. Тут, конечно, комплекс причин, СМИ сейчас одна из самых неблагоприятных сфер с точки зрения психологической нагрузки, но, когда человек каждый день пропускает через себя чужую боль, это очень тяжело. Портала «Юга.ру» это касается в меньшей степени, но редакциям, ориентированным на социальную тематику, вообще, я считаю, нужен штатный психолог.
С. Л.: Как, по каким параметрам вы оцениваете эффективность сотрудничества вашего портала с Русфондом?
А. Г.: Если оценивать сотрудничество прагматично, для нас Русфонд – надежный поставщик грамотных и подробных релизов. Работать с ними легко, материалы интересны читателям.
Эффективность нам оценить сложно: много ли читателей переходят по ссылкам, призывающим к пожертвованиям? И сколько из них в итоге переводят деньги фонду? Мы редко отслеживаем конверсию.
Поэтому, не занимаясь конкретными измерениями, можем сказать, что считаем тему важной, и на нее реагируют читатели – значит, надо писать, тем более с исходными текстами и фото все просто.
С. Л.: Каким вам видится идеальный механизм помощи больным детям в нашей стране?
А. Г.: Если близкие не могут оплачивать лечение ребенка-инвалида, то государство погашает всю недостающую сумму, вне зависимости от ее объема. Если представить ситуацию, что всю опеку за нуждающимися берет на себя государство, благотворительные фонды тоже не останутся без дела – они наконец смогут заняться задачами более сложными и интересными, чем вопросы выживания. В первую очередь НКО могли бы полноценно заняться социализацией больных и их близких. Во-вторых, развивать помощь инвалидам и создавать доступную среду. В-третьих, просвещать. В развитых странах инклюзия уже лет двадцать как стала глобальным пиар-трендом. В России инвалиды по-прежнему вызывают у многих микс из снисхождения, недоверия, страха заразиться или пережить что-то подобное.
Сайт «Юга.ру» основал предприниматель и программист Евгений Руденко в 2001 году. Редакция находится в Краснодаре, портал публикует материалы о Краснодарском крае и Адыгее, освещает ключевые события и других регионов России. Основные темы: история региона, городские новости, коммунальное хозяйство, внутренний туризм, преступления и громкие судебные дела, нарушения прав человека, благотворительность. «Юга.ру» сотрудничает с Русфондом с 2015 года. Ежемесячная аудитория сайта «Юга.ру» – от 700 тыс. до 1,1 млн посетителей. Популярные публикации набирают от 20 до 70 тыс. просмотров, самые читаемые – до 120 тыс.