«Искусству быть родителем надо учить»
О трех социально-реабилитационных центрах, которые помогают детям из трудных семей

Фото из архива Павловского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Не стать сиротами
Одна из задач работы Натальи Гусаровой, воспитателя Павловского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, – профилактика социального сиротства. Часто бывает так, что у ребенка есть родители, но воспитывается он без них. В нашей стране, по данным Минпросвещения России, на начало 2022 года в учреждениях находятся около 44 тыс. детей, чьи мамы и папы лишены родительских прав или ограничены в них. Это та категория социальных сирот, которую можно подсчитать: есть решения судов. Но есть дети, которые не попадают в официальную статистику. Это так называемые безнадзорные – ребята, за которыми не смотрят родители и которые, по сути, предоставлены сами себе.Наталья занимается помощью семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Несмотря на то, что центр предназначен для несовершеннолетних, работа проходит прежде всего с семьями, в которых воспитываются малыши в возрасте от трех до восьми лет. За свою недолгую жизнь дети уже видели и пьяных родителей, и ссоры с побоями, и визиты участкового. А любви получили мало.
– Наши воспитанники нуждаются в первую очередь в доброте, ласке и понимании, – говорит воспитатель. – У них перед глазами негативный пример родителей, близких, родственников – и риск повторить судьбу взрослых очень велик. У наших малышей часто имеются проблемы с интеллектуальным развитием, здоровьем, и мы их тоже помогаем решать. Но самая главная наша задача – помочь ребенку психологически и душевно, ведь он оказался под таким грузом проблем, с которым тяжело справиться даже взрослому.

– Также мы проводим совместные занятия родителей с детьми, стараемся сделать так, чтобы мамы и папы увидели ценность семьи. Это и занятия с психологом, на которых рассказывают о том, как можно разрешить семейные конфликты, и творческие занятия, на которых взрослые с детьми вместе рисуют, поют, угадывают мелодии из популярных песен и просто вместе пьют чай. Разбитую вазу нельзя склеить из одного осколка, и как бы мы ни старались помогать детям, вернуть малышей в счастливую полноценную семью без изменения сознания и поведения родителей невозможно, – убеждена Наталья Гусарова.
Дети рисуют счастливые семьи

– Мы стараемся помочь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, у которых нет взаимопонимания с детьми и успешных навыков создания семейного благополучия. Сейчас в «Школе» мы работаем с 32 семьями, в которых воспитывается 46 несовершеннолетних – рассказывает директор центра Елена Саликова. – Основные методы нашей работы – индивидуальные беседы с родителями, лекции, тестирования. Мы учим взрослых понимать возрастные и индивидуальные особенности развития детей, преодолевать конфликты, организовывать семейный досуг. Наши специалисты разработали для родителей семь программ. К примеру, в рамках блока «Сопровождение семей из группы социального риска» проходит психологическое тестирование на выявление факторов социального неблагополучия, наши специалисты рассказывают о родительских правах и обязанностях, о вреде алкоголя, о гигиене жилья, правилах безопасности на улице и дома. Родителям, которые остались без работы, совместно с Центром занятости населения помогают с трудоустройством.
Елена Саликова убеждена, что искусству быть родителем надо учить.
При «Школе» создан клуб «Помоги себе и своему ребенку». Родители и дети участвуют в совместных творческих мероприятиях, читают стихи, рисуют, играют в спектаклях.
– Очень хочется, чтобы то ощущение теплоты и радости, которое мы стараемся создавать, родители уносили с собой в свои семьи – и о них уже никогда нельзя было бы сказать, что они «в трудной жизненной ситуации», – добавляет директор Центра.
Походы помощи

– У нас разработана программа «Тропами родного края». Мы вместе с нашими детьми ходим в походы, рассказываем им о прошлом и настоящем нашего района, о его красивых местах и замечательных людях. К примеру, дети узнают о создателе знаменитой винтовки Сергее Мосине и почвоведе Василии Докучаеве. Проводя интересный и активный досуг, ребята учатся любить родной край. За три года «Тропами родного края» у нас прошло уже 180 детей, – говорит директор центра Вера Комнатная.
Рамонский район – благодатный уголок Воронежской области с естественными хвойными и лиственными лесами, живописными речными просторами, Дворцовым комплексом в поселке Рамонь под Воронежем, где до революции располагалось имение внучки императора Николая I Евгении Ольденбургской.
Мы рассказали о работе специалистов трех социально-реабилитационных центров Воронежской области, чей опыт и наработки показались нам наиболее яркими. По сути, эти учреждения решают общие с Русфондом задачи, и поэтому мы стараемся сотрудничать.
Когда началась пандемия коронавируса, Русфонд помог приобрести бактерицидные обеззараживатели для трех социальных учреждений Воронежской области: Борисоглебского зонального реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Журавлик», Бутурлиновского детского дома-интерната для умственно отсталых детей и Детского дома города Воронежа.
Сейчас социальные учреждения создают пункты временного размещения беженцев, а Русфонд помогает обеспечить людей, вынужденно покинувших свои дома, всем необходимым: питанием, одеждой, обувью, медикаментами, средствами гигиены, бытовой техникой.
Мы вместе боремся за право детей на здоровую и счастливую жизнь.