Свои чужие дети
Идите домой!
Новый ребенок – новая семья
Артем Костюковский,
специальный корреспондент Русфонда
Рубрика АРТЕМА КОСТЮКОВСКОГО «Свои чужие дети» о том, как складываются отношения усыновителей с приемными детьми. Мудрые взрослые считают, что дети из детдомов и приютов будут рады любой семье. Поэтому когда говорят об усыновлении, чаще всего речь идет о приемных родителях: готовы ли они к этому шагу, какая у них мотивация, как их учить? Сотрудница московского центра «Про-мама» ЕКАТЕРИНА ХОМУЕВА считает, что готовить к жизни в новой семье следует не только взрослых, но и детей.
• Проект «Дети, домой!», над которым центр «Про-мама» работает при поддержке столичного департамента социальной защиты населения, движения «Гражданское достоинство» и фонда «Измени одну жизнь», стартовал в январе 2014 года. Начали с московского детского дома № 48. К сегодняшнему дню диагностику прошли 83 ребенка. Из них 12 устроены в семьи, четверо в процессе подготовки к переходу, еще двое посещают так называемые «семьи выходного дня».
Незнакомые дети
– Специалистов, которые занимаются диагностикой и реабилитацией детей, не хватает. По штатному расписанию типового детдома на такую работу отводятся две-три штатные единицы, а детей там иногда более ста человек. В итоге индивидуальные проблемы и трудности воспитанников никто не выявляет. Нет учета потребностей ребенка в развитии, нет систематической реабилитационной работы, мало кто работает с прошлым ребенка и травматичными ситуациями. Недавний пример из нашей практики: в разговоре с психологом мальчик рассказал, что его мама умерла еще год назад, а он об этом узнал совсем недавно от одного из воспитателей. Он до сих пор не верит, что мама умерла, и неизвестно, когда ребенок оправится от потери. Это наверняка повлияет на дальнейшее семейное устройство ребенка. Часто воспитатели не знают о том, что в семье жестоко обращались с детьми и не понимают, почему у ребенка деструктивное поведение. И когда надо быть с таким ребенком помягче, они, наоборот, ведут себя жестко, тем самым усугубляя ситуацию. Мало кто знает, что творится в душе ребенка.
Выгоревшие воспитатели
– В детских домах чаще всего детей оценивают с точки зрения «удобен-неудобен». Это не потому, что там плохо работают, просто так устроена система. Хотя, с моей точки зрения, чем «удобнее» кажется ребенок, тем хуже его состояние на самом деле. Воспитатели очень часто выключены из процесса принятия решений о жизнеустройстве ребенка. По нашим наблюдениям, одни ощущают себя незначительным звеном в этой системе, другие – эмоционально выгоревшие люди. С ними надо проводить специальные тренинги, курсы переподготовки. Им необходимо профессиональное психотерапевтическое сопровождение, обсуждение с коллегами-экспертами сложных случаев. В школах приемных родителей хорошая подготовка, а воспитателей никто специально не готовит, в Москве вообще нет профильного государственного образования для тех, кто работает с детьми-сиротами.
Готовим ребенка
– Это длительная и серьезная работа. Сначала социальный педагог анализирует личное дело ребенка, фиксирует все его перемещения (момент изъятия из семьи, был ли опыт семейного устройства, сколько всего было учреждений за весь период пребывания ребенка в системе, история проживания в кровной семье). Особое внимание – тому, можно ли вернуть ребенка в кровную семью, чаще всего к бабушкам-дедушкам. Этим мало кто занимается, работа с кровными семьями почти не ведется. Недавно мы столкнулись с такой ситуацией: ребенок в детдоме, его собираются усыновлять, и бабушка, узнав об этом, быстро оформила все бумаги и забрала его. Раньше ей эта мысль почему-то в голову не приходила, ей было удобно навещать ребенка в детском доме… Потом психолог оценивает эмоциональное развитие ребенка, его способность справляться с душевными травмами. И решает, готов ли ребенок идти в приемную семью (если возвращение в кровную невозможно) или же перед этим нуждается в реабилитации и более длительной подготовке. Нейропсихолог изучает особенности развития мышления, памяти, внимания и так далее. Логопед-дефектолог оценивает речевое развитие…
Готовим усыновителей
– Параллельно знакомимся с потенциальными усыновителями и, учитывая их запросы, а также потребности ребенка, прогнозируем, насколько они подходят друг другу. В идеале психологи, ведущие детей, должны взаимодействовать с психологами из школ приемных родителей. Но пока такая работа еще не выстроена. А она очень нужна! Важно предупредить родителей, с чем они могут столкнуться, рассказать, через что прошел ребенок на пути к ним. Ведь некоторые психологические травмы могут проявиться через несколько лет, когда ребенок входит в пубертатный возраст или когда процесс адаптации ребенка в семье уже пройден (это, как правило, от года до полутора лет). Например, неосознанно они могут вымещать на приемных родителях свой гнев, адресованный кровным родителям, это распространенная ситуация. После устройства ребенка в семью специалисты должны и дальше сопровождать приемных детей и родителей. Важно, чтобы все стороны доверяли друг другу, чтобы сопровождение не превращалось в контроль.
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.