Дар речи
О тонкостях работы рассказывают логопед и дефектолог крымского центра «Лучик надежды»
Саша четко произносит слова
– Как вы решили связать свою жизнь с детьми с ДЦП?Антонина Новожилова: Я окончила педагогический институт и работала с нормотипичными детьми в городе Лобне. По воле случая стала заниматься с детьми с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья. – Русфонд). Тогда и поняла, что хочу помогать особенным детям. Видеть результат моей работы с такими детьми – самая большая радость и награда для меня. Через некоторое время переехала в Евпаторию по семейным обстоятельствам – сыну нужен был другой климат. Устроилась в «Лучик надежды». За восемь лет работы ни разу не пожалела о сделанном выборе. Здесь я могу помогать детям с особенностями, это приносит мне радость и удовлетворение. Это дело моей жизни, без которого я себя не представляю.
Наталья Романенко: Я учитель-дефектолог. Когда начала работать в специализированном детском саду, моя профессия и дети научили меня оптимизму и умению радоваться каждой, даже маленькой динамике в их развитии. А в «Лучике надежды», где я работаю девять лет, с момента открытия центра, я поняла, что вот наконец-то нашла свое место. Работа дефектолога позволяет ребенку с нарушениями в развитии приблизиться к полноценной жизни, приобщиться к окружающему миру, его достижениям и ценностям.
– Во многих областях медицины наука активно вводит новые методы лечения. Как обстоят дела в дефектологии и логопедии?
Н. Р.: В дефектологии принято говорить об обучении и коррекции, а не о лечении. Эта наука, конечно, не стоит на месте. Теоретическая база ежегодно пополняется новыми исследованиями, которые позволяют отойти от устаревших представлений о неврологических заболеваниях. На практике мы все чаще используем в работе с детьми нейроподход – применение на логопедических или дефектологических занятиях специальных упражнений. Нейропсихология – наука о формировании мозговой организации психических процессов, изучающая, какие зоны мозга отвечают за ту или иную психическую функцию, какие из них работают, когда человек читает или говорит. Нейропсихологические занятия – двигательные упражнения, направленные на развитие межполушарных связей мозга.
– Как это выглядит на практике?
Н. Р.: Специалист проводит с ребенком активные упражнения, они проходят не за столом. Ребенок в процессе учится одновременно задействовать две руки или, например, попеременно левую и правую руку. Мы используем такие игры в начале каждого занятия. Они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия на занятии. Задачи игр – развитие межполушарного взаимодействия, концентрации внимания, зрительно-моторной координации, автоматизации звукопроизношения, совершенствование фонематического восприятия.
А. Н.: С помощью современных технологий мы можем усовершенствовать уже устоявшиеся методы работы. В нашем центре, к примеру, есть специализированные наушники с костной проводимостью и микрофоном. Они позволяют ребенку удерживать внимание и лучше запоминать информацию, а специалисту – по-новому подойти к коррекционному занятию.
Наушники Forbrain – это специальное устройство, разработанное на базе научных исследований. При его применении улучшается и распознавание звуков, и общие когнитивные функции, и способности к чтению. В наушниках используется голос, чтобы натренировать мозг более эффективно обрабатывать сенсорную информацию. С того момента, когда ребенок начинает говорить, устройство изменяет звук его голоса с помощью динамического фильтра. Эта революционная технология анализирует и усиливает голос, подчеркивая частоты и ритм. Наушники сразу же передают звуки обратно благодаря костной проводимости через височную кость, что поддерживает цикл обратной слуховой связи мозга. Например, у меня на занятиях был мальчик Саша, который глотал звуки в словах, хотя отдельно он их произносил. При помощи наушников у Саши запустились естественные слуховые процессы и улучшилась речь, он стал четко произносить слова и предложения.
Маша не боится громких звуков
Логопед Антонина Новожилова занимается с ребенком
– Какие методы в логопедии и дефектологии считаются сейчас самыми эффективными?
А. Н.: Для меня – игровой метод. На моих занятиях ребенок может погрузиться в атмосферу волшебства и проявить свой потенциал.
Я работала с девочкой Машей, которая боялась резких звуков. А у меня голос звонкий. И чтобы она не пугалась, мы каждое занятие проводили как сказку, я переодевалась в разных героев. Я перевоплощалась в бабушку, дедушку, девочку, мальчика. У нас был приглушенный свет, мягкое освещение, мерцали разноцветные лампочки, тихо играла музыка. В это время я ей что-то показывала, рассказывала. Она улыбалась, смеялась, ей было интересно рассматривать мои костюмы. Так Маша привыкла к моему голосу, была внимательна на занятиях. Ее мама рассказывала, что дочка и дома перестала бояться громких звуков. А раньше ее пугал звук пылесоса. Еще я использую на своих занятиях перчаточных кукол, фонари, настольные декорации, например лес с игрушками-животными.
Н. Р.: Стандартные методы диагностики, коррекции, развития и сопровождения по-прежнему эффективны. Однако использование современных приемов нейродефектологии дает особенно хорошие результаты. Это молодое направление, предполагающее включение двигательной базы как основного способа коррекции нарушений, толчка для развития интеллектуальных функций. Знание нейродефектологии позволяет лучше понимать механизмы регуляции процессов в головном мозге, избегать откатов в коррекции и реабилитации, проводить нейродиагностику, правильно выстраивать коррекционную или реабилитационную программу. Нейродефектология использует целую систему комплексных методик и упражнений, способствующих развитию межполушарных взаимодействий, звукового анализа и синтеза, речевого дыхания, моторики, координации, памяти, внимания, а также сенсорной стимуляции. Например, ребенок может выполнять упражнения на балансировочной доске, которые способствуют активизации мозжечковой деятельности, или дыхательные упражнения Стрельниковой. Результативность достигается также за счет интереса и большей вовлеченности детей в процессе двигательных упражнений.
Оля набирает текст взглядом
Маленькие пациенты центра
– Где и как вы учитесь дополнительно?
Н. Р.: Сейчас я прохожу онлайн-курс нейродефектологии Елизаветы Логвиной. Эта отрасль сочетает в себе несколько педагогических и медицинских дисциплин и требует длительного погружения в изучаемую тему. Повышение квалификации проходит в специальных образовательных центрах, часто онлайн. Периодически повышать квалификацию – моя обязанность как специалиста. Однако более интересными мне кажутся офлайн-мероприятия – семинары, лекции, авторские курсы. Очные встречи позволяют обменяться опытом с более молодыми специалистами и профессионалами со стажем, перенять практику работы из других регионов страны.
А. Н.: Я повышаю квалификацию в специальных центрах дополнительного образования, а также посещаю тематические семинары. Обычно они проводятся в других регионах России.
– Есть ли отличия в том, что вы проходили в вузе и на курсах переподготовки, от того, что встречаете в жизни? Как с этим работаете?
А. Н.: Отличия, конечно, есть. В институте мы получаем теоретическое образование, а на практике может случиться непредвиденное. Часто у детей не один диагноз, а их комплекс или диагноз не установлен вовсе. Тогда мы консультируемся с другими специалистами и совместно выстраиваем план работы.
Н. Р.: Согласна с коллегой. Чаще всего бывает, что у ребенка помимо основного заболевания есть сопутствующие. В таком случае мы работаем с целым комплексом симптомов и используем междисциплинарный подход. У нас проходила реабилитацию девочка Оля восьми лет с ДЦП самого тяжелого, пятого уровня по шкале GMFCS (Gross Motor Function Classification System, Система классификации больших двигательных функций. – Русфонд). Невролог назначил занятия лечебной физкультурой и массаж для поддержки физического состояния, а педагогической помощи не было в силу диагноза. Однако после дефектологических занятий мы поняли, что девочка умственно сохранна, понимает обращенную речь в полном объеме. Поэтому мы успешно проводили занятия, научили Олю читать и считать. В результате сейчас девочка общается с родителями, набирая текст взглядом на компьютере с айтрекером, а нам присылает письма с приветами специалистам.
Сережа складывает буквы в слоги
– ДЦП – болезнь, которую лечат долго, зачастую всю жизнь. Возможно ли развить речь у таких детей полностью?
Н. Р.: У детей с ДЦП часто нарушена функция речи. И работать над ее развитием надо обязательно. Если речевой центр головного мозга не поражен, то ребенок достигает уровня нормотипичных детей. Если же поражение есть, то специалист работает над улучшением имеющихся способностей или приучает к альтернативным способам общения – карточкам, компьютеру со специализированной клавиатурой или айтрекером.
А. Н.: Если полностью восстановить речь не удается, тогда наша задача – помочь детям и родителям общаться друг с другом любыми возможными способами. Это сложный процесс, но мы прикладываем все усилия. Наладить контакт на занятии, бывает, получается не сразу. У меня был мальчик Сережа, который целый месяц приходил и плакал. Долго искала контакт с ним. Однажды между играми предложила ему чай. И он стал пить чай на занятиях. Постепенно мы установили с ним контакт, он начал просить у меня помощи. Сережа не говорит, но научился показывать, чего хочет. Он учился этому месяц. Затем мы убрали чаепития и перешли к глобальному чтению. Он не говорит до сих пор, но научился правильно показывать все цифры и буквы, освоил счет, пока в пределах трех, научился буквы складывать в слоги. Сейчас мальчик распознает звуки, складывает их в слоги и из нескольких слогов может показать тот, который мы с ним прошли. Продолжаю с ним работать.
– Что, на ваш взгляд, самое сложное в работе логопеда и дефектолога?
А. Н.: Основная сложность – непринятие родителями диагноза своего ребенка. Полагая, что симптомы исчезнут с возрастом, мамы и папы часто упускают сензитивный период развития той или иной сферы психической деятельности.
Н. Р.: Для достижения наилучшего результата необходимо, чтобы знания, получаемые ребенком на занятиях, родители закрепляли дома. Процесс восстановления двигательных и интеллектуальных функций у детей должен быть непрерывным. Это требует колоссальных усилий в первую очередь от родителей, но результат того стоит.
– Какие вы замечаете особенности детей с ДЦП и РАС, которые, возможно, трудно разглядеть из-за болезни? Может ли дефектолог распознать в таких детях скрытый потенциал, помочь развить его?
Н. Р.: Безусловно, может. В нашем центре мы проводим только индивидуальные коррекционные занятия. Они позволяют наладить особый контакт между ребенком и специалистом, тогда можно и обнаружить скрытые возможности.
А. Н.: В любом ребенке можно распознать таланты. На своих занятиях я часто встречаю предрасположенность деток к математике или рисованию. А в целом любые задатки можно развить. Главное – любить свою работу. Я свою очень люблю.
Фото Оксаны Ховард