«Идеальная схема: письма ваши, а деньги наши»
Российский фонд помощи и компания «Ингосстрах» подписали договор о совместной деятельности «в рамках $100 тысяч». «Объединяя усилия в интересах сограждан, остро нуждающихся в финансовой поддержке», компания оплатит счета авторов писем в Росфонд на общую сумму в $100 тысяч. Фонд в свою очередь гарантирует обоснованность, прозрачность просьб и целевое использование пожертвований. Договор вступает в силу в апреле и действует до конца 2004 года. До сих пор абсолютное большинство читателей «Ъ» предпочитали разовые дары и анонимность своего участия в помощи попавшим в беду людям. $100 тысяч «Ингосстраха» — первые в семилетней практике нашего фонда программные, гласные деньги. О том, какие цели вынашивает «Ингосстрах» этим нетривиальным решением, руководитель Росфонда Лев АМБИНДЕР расспрашивает первого заместителя генерального директора компании Андрея ЗАГОРСКОГО.
— Андрей Олегович, признайтесь — это PR-ход? Если да, то это радует. До сих пор читательскую помощь авторам писем в Росфонд можно было называть деньгами чистой доброты. Миллионы долларов уже пожертвованы с подачи «Ъ», и почти все дарители резко против упоминания о себе и своих компаниях в газете. Хотя мы и не против. Мы уважаем этот выбор. Его мотив известен: неэтично называться, добро творить надо анонимно. А потом, вдруг другие бедолаги письмами завалят? Еще ссылаются на православную этику, которая, мол, тоже запрещает. Между тем, серьезные исследователи дореволюционной филантропии утверждают: до 80 процентов пожертвований в царской России были деньгами престижа. То есть заботой о правильном имидже. И делалось это с благославления церкви. Я уверен, PR-направление филантропии надо реабилитировать.
— Считаете, это PR? Наверное. Мы давно приглядываемся к деятельности вашего фонда, правда, по более прозаическим причинам. Для нас благотворительность не тема для обсуждения, а многолетняя традиция, финансовые действия, которые не приносят компании сиюминутные дивиденды. И вот так в лоб мы не ставим задачу пиара. Да, мы создаем базу богатого и успешного общества, в котором компания сможет активнее развиваться и больше зарабатывать. И потому вкладываемся в культуру и образование, без них у общества нет будущего. Мы помогаем ветеранам Великой Отечественной войны, «афганцам», семьям погибших милиционеров, сознавая, что обществу без памяти никогда не стать богатым и успешным. У нас есть подшефные детские дома и специализированные детские сады, там дети со слабым здоровьем. Мы убеждены, что успешное общество не может не быть нравственным, а помощь слабым есть одна из его обязанностей.
— Но это еще и плата за нормальные отношения с местными властями?
— Да, в регионах часто запросы идут от администраций. Но в Москве у компании такие нормальные деловые отношения с властями, что нажиму нет места. Абсолютно добровольные отношения, вот как с вами. Правда, я лишь последние два года курирую тему благотворительности в «Ингосстрахе». Вот прежде среди наших проектов был так называемый Фрунзенский, инициированный местными властями: бесплатные обеды для бездомных и малоимущих. Но мы вышли из него.
— Почему?
— Плохо контролируемая была программа, причем по нашей же вине. И одна из проблем, по которой мы обратились в ваш фонд, это как раз необходимость понятной, прозрачной системы организации помощи. Создавать у себя в компании такую систему было бы накладно. Между тем, многие благотворительные фонды скомпрометировали себя. Трудно понять, реальная там благотворительность или налоговая оптимизация. А тут редкий случай. Вы не предлагаете сдавать деньги в кучу, чтобы потом кого-то как-то и где-то спасать. Вы предлагаете платить напрямую адресату по абсолютно конкретному поводу, да еще гарантируя целевое использование денег компании. И вы отвечаете за селекцию просьб, за их честность и обоснованность. Нас это очень устраивает. В компанию поступает много просьб от частных лиц и от организаций. И мы традиционно выделяем серьезные средства на эти цели. А вот дальше вопрос: как их потратить, между кем поделить? Ну нет у нас людей, способных навскидку определять, кому помочь, а кто не достоин. И слава Богу, вы берете на себя эту функцию.
— Но вы же понимаете, что и мы субъективны?
— По крайней мере, ваш субъективизм публичен. Ваши решения очевидны, а схема прозрачна. Это и подкупает. Каждый читающий ваши подборки писем может поддержать их или пройти мимо. Для нас ваш фонд — это выход. Знаете, какая у нас заветная мечта? Пусть люди с просьбами не в компанию обращаются, а пишут вам. Письма ваши — деньги наши, вот была бы идеальная схема.
Открытое страховое акционерное общество «Ингосстрах» основано в 1947 году. В настоящее время компания занимает одно из лидирующих мест в России по объему собственного капитала, активов и балансовой прибыли, сумме страховых резервов и инвестиций. Компания осуществляет операции по 86 видам страхования. Корпоративная сеть «Ингосстраха» насчитывает 167 организаций в России и 17 за рубежом.
В 2003 году компания потратила на благотворительность $330 тысяч. В этом году будет израсходовано не меньше. $100 тысяч, которые «Ингосстрах» доверил Российскому фонду помощи, будут потрачены так: $60 тысяч — на лечение детей, по $10 тысяч — на лечение взрослых; на оборудование детдомов и больниц; на многодетные семьи.
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.