Нормальные люди
Характер, привычки и взгляды доноров костного мозга
32 человека, опрошенные во время исследования, – потенциальные доноры костного мозга Приволжского РДКМ. Люди, вступившие в регистр, – реалисты. Они интересуются человеком и человечеством, его проблемами. Но при этом они не ищут способов активного взаимодействия с обществом. Каждый, по их мнению, должен менять мир к лучшему, начиная при этом с себя. Именно донорство костного мозга – индивидуальный, бескорыстный и ответственный акт, направленный на помощь другому, – идеально укладывается в их мировоззрение.
Как же можно охарактеризовать этих людей?
1. Несут доброту. Иногда, чтобы определиться с характером человека, даже близкого, недостаточно многих лет общения. Мы решили не ждать всю оставшуюся жизнь и сразу попросили информантов описать себя. Оказалось, большинство считают себя добрыми, чувствительными и отзывчивыми людьми. Собеседники упоминали, что всегда стараются помогать людям, жертвовать в благотворительные фонды или участвовать в благотворительных проектах. Эти свои качества информанты воспринимали как ключевые и, видимо, вокруг них выстраивали свою идентичность и поведение. Из негативных качеств чаще всего упоминались лень, излишняя скромность и вспыльчивость.
2. Крепко стоят на земле. Несмотря на особое предназначение, взятую на себя романтическую миссию по спасению загадочного генетического близнеца, потенциальные доноры костного мозга в действительности оказываются не мечтателями, а очень практичными людьми. Они крепко стоят на земле, рационально оценивают свою жизнь, ставят перед собой конкретные цели и действуют исходя из реального положения дел. Их сложно назвать витающими в облаках. Большинство наших информантов создавали впечатление укорененных в жизни, надежных людей. Это становилось особенно очевидным, когда они говорили о своих мечтах и планах. Донорство костного мозга также чаще всего воспринималось ими вполне практично и не наделялось дополнительными иррациональными смыслами
3. Ценят семью. Половина наших информантов сообщила, что главное в их жизни — это семья и дети, их здоровье, счастье и благополучие. Тема семьи в ходе интервью вообще поднималась часто: доноры отмечали роль семьи в воспитании и формировании базовых ценностей, семья оказывалась для них самым близким и авторитетным кругом общения. Они указывали на важность проведения досуга в кругу семьи. Мечты и планы на будущее доноров часто были также связаны с семьей. Второй по популярности ответ: главное — это саморазвитие или самореализация. Интересно, что часто две эти ценности — семью и самореализацию — противопоставляют друг другу, считая, что первая воплощает традиционную и консервативную идеологию, а вторая — признак более свободного и прогрессивного мировоззрения. Но интересно, что некоторые информанты не считали эти ценности противоположными.
4. Работают с людьми. Большинство информантов работают в офисе. Среди них много экономистов, бухгалтеров, менеджеров разного профиля. Мы встречались также с дизайнерами, инженерами, журналистами. Многие из потенциальных доноров трудятся в социальных сферах, таких как здравоохранение и госслужба. Наши собеседники признают, что вообще любят работать с людьми. Некоторые как раз из-за специфики своей деятельности и узнали о донорстве костного мозга.
Мы также заметили, что потенциальным донорам чужд дух предпринимательства: в выборку попали всего три человека, владеющих бизнесом. Однако никто из них никогда не планировал и не мечтал иметь собственное дело — они относятся к нему скорее как к работе, благодаря которой можно чувствовать себя более независимыми, чем на предприятии. Деньги для них не представляют важной ценности — наоборот, меркантильность, поиск материальной выгоды они считают одной из главных проблем в современном обществе.
Несмотря на то, что респонденты часто работают с людьми и им это нравится, в свободное время они предпочитают общаться с небольшим кругом близких.
5. Исповедуют консервативные ценности. Информанты признаются, что консервативны, любят привычные вещи. Изменениям предпочитают комфорт и стабильность. Большинство настороженно относится как к новейшим технологиям, так и текущим трансформациям в обществе. Доноры, как правило, держатся в стороне от популярных трендов и веяний. Как мы уже писали, воспитание и ценности, привитые в семье, — один из мотивирующих факторов для вступления в Регистр. Они также отразились и на личностных качествах информантов. Люди, вступившие в Регистр, признают, что в детстве им прививали «правильные», «традиционные» ценности, а также давали четкие нравственные ориентиры, от которых они не любят отступать.
6. Чувствительны к социальным проблемам. Мы спросили у потенциальных доноров костного мозга, какие основные проблемы они видят в стране и в современном обществе. Оказалось, большинство собеседников чувствительны к проблемам в социальной сфере: их беспокоят коррупция, бедность, пенсионная реформа, нехватка бюджета в сфере образования и здравоохранения. Однако большая часть рассуждений о проблемах общества касается морального упадка. При этом собеседники не склонны выделять конкретную причину проблем, например политический режим или социальные институты, но скорее возлагают вину на каждого члена общества: доноры полагают, что люди сами ответственны за то, что с ними происходит. Получается, люди, которые хотят спасти мир, смотрят на него довольно разочарованным взглядом: им зачастую кажется, что люди разобщены, все заняты только своими делами, нам неоткуда ждать помощи в случае беды. Возможно, вступление в Регистр для них — это попытка доказать, что общество все же не безнадежно, и начать его изменение с себя.
7. Не стремятся быть частью коллективов и политически неактивны. Рассказывая о мотивации потенциальных доноров костного мозга, мы отметили, что желание вступить в Регистр оказалось совсем не связанным с принадлежностью к какому-либо коллективу, где помогающее поведение является принятой практикой. Однако, как оказалось, наши информанты вообще очень редко идентифицируют себя с какой-либо социальной группой, не стремятся стать частью организаций, будь то политические, студенческие, религиозные, волонтерские движения или другие виды социальной активности.
Большинство информантов никак не вовлекаются в политическую активность, не ходят на митинги, без особого интереса относятся к новостям. Они считают, что политика — это «грязное» дело, а все решения принимаются где-то в высших эшелонах власти.
8. Не любят интернет. Большинство наших информантов не проводят много времени в интернете. Они не активны в соцсетях, чаще всего используют их только для общения и переписок. Сами редко что-либо выкладывают и не чувствуют необходимости делиться в интернете своими мыслями, опытом или переживаниями. Например, о своем вступлении в Приволжский РДКМ на своих страницах в соцсетях рассказали всего шесть человек. Информанты отмечали, что предпочитают даже специально ограничивать себя, потому что чувствуют, что просто теряют время, пролистывая ленту во «ВКонтакте» или Instagram. Некоторые из них видят проблему современности в развитии технологий и привязанности людей к социальным сетям. Они считают, что это разобщает людей, заставляет жить в виртуальном пространстве, а не реальном мире.
9. Верят в Бога, но не считают себя религиозными людьми. В нашу выборку попал только один глубоко верующий и постоянно посещающий церковь человек. Одна из информанток также призналась, что уже во взрослом возрасте заинтересовалась католичеством и приняла его, но сейчас активный интерес к религиозным практикам немного угас. В большинстве случаев, семьи наших информантов не воспитывали в них религиозные чувства, не учили соблюдать ритуалы. Позже, во взрослом возрасте, особый интерес к церкви у наших собеседников не возникал. Многие из информантов признают, что они, тем не менее, верят в бога, но это, скорее, их личная духовная практика; к церкви как институту они относятся критически, так как он, по их мнению, преследует корыстный, коммерческий интерес.
Обобщая все сказанное здесь о донорах, можно сказать, что это люди, живущие реальными, а не надуманными или навязанными проблемами, мыслями и поступками. Они живут в мире, до которого можно всегда дотронуться, ощутить его, испытать, увидеть воочию. В большинстве своем информанты, с которыми мы встретились, не активны в социальных сетях, не любят глянцевые журналы, не увлекаются гаджетами и компьютерами. Они говорят, что предпочитают этому живое общение и встречи. Они выбирают профессии в социальных сферах: тех, что связаны с людьми, их жизненными заботами и проблемами. Они практичны и знают, что именно делают и чего добиваются. Они выбирают конкретное решение конкретной проблемы, когда верят, что их вклад действительно полезен. Вступление в регистр доноров костного мозга для них шаг понятный, действенный, делающий человека обычным человеком, воссоздающий в обществе необходимые связи между людьми. Может быть, они верят, что, начав с малого, и прежде всего — с себя, весь мир действительно можно изменить к лучшему.
Попробуем воспользоваться этим принципом и мы. Вместо огромного количества смыслов используем для описания потенциальных доноров костного мозга всего лишь два простых слова. Итак, доноры — кто они? Нормальные люди.
Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.