Катя Богунова и ее дети
Две минуты семнадцать секунд
Как Коля Богунов участвовал в городском конкурсе чтецов


Коля участвовал в конкурсе чтецов уже не первый раз. В прошлом году он занял призовое место и горячо полюбил петербургского поэта Ефима Ефимовского, не изменил ему и в этом году. То ли потому, что уже сроднился с интонацией автора, то ли потому, что ему близка тема, Коля выбрал стихотворение «Режим дня». Вот уж про режим дня и силу воли Коля знает больше других. Катя рассказывала, что сперва Коля не мог читать без смеха. В самом деле, это же весело – заставить взрослых плясать под твою дудку. Вся семья при деле: бабушка стелет постель, мама собирает портфель, папе нужно прийти вовремя и засесть за уроки. А на все отговорки взрослых, мол, «у меня работа», «а мне еще надо варить вермишель», уверенно заявить: «Силы воли у вас нету, товарищи взрослые».
Взял Витя в руки молоток
И к стенке под часами
С «Режимом дня» прибил листок
Железными гвоздями.
К семи ноль-ноль постель стелить –
Для бабушки задание,
А маме – собирать портфель
Согласно расписанию.
А папе – вовремя прийти
И за уроки сесть к шести.
Сказала бабушка:
– В связи
С подпунктом «Обтирание»
Сорвется выход в магазин.
Смените расписание.
– Я бы могла собрать портфель, –
Сказала мама Вите, –
Но кто вам сварит вермишель?
Ведь вы же есть хотите!
Добавил папа:
– Я готов
Приняться за уроки,
Но я на службе в пять часов.
Нельзя ли сдвинуть сроки?
Но Витя так сказал родным:
– «Режим» мне дали в школе,
А чтобы выполнить режим,
Нужна вам сила воли.
Ефим Ефимовский
Насмеявшись вволю, Коля взялся за дело и вызубрил 26 строчек. Все два месяца до школьного, первого, этапа конкурса Коля не терял азарта и декламировал стих по дороге на тренировки маме и братьям (у которых уже сводило скулы, но они терпели). Но так и не дождался своего выступления. Когда Катя пришла на родительское собрание в начале второй четверти, между делом выяснилось, что школьный конкурс чтецов уже прошел. Про Колю просто забыли. Хотя он порывался читать стихотворение на переменах и учителям, и одноклассникам. Катя с трудом сдержала возмущение, понимая, что это не основная тема собрания, но потом пошла к завучу и дала волю чувствам. Поскольку никто не смог объяснить, как это произошло, Колю пропустили сразу на районный этап. И не зря – ему присудили первое место и пригласили на городской, завершающий, этап, где участвовало 23 ребенка с первого по четвертый класс. Некоторые из них были здоровыми, а у некоторых, как у Коли, были особенности развития – слабое зрение, двигательные проблемы.

Объявили Колю. Я включила камеру, Катя помогла сыну встать, и, сделав первые шаги под приветственные короткие аплодисменты, Коля дошел до сцены в полной тишине, держа маму за руку. Катя вывела его в центр и встала за ним, поддерживая за плечи и немного подпирая со спины. Они шли 17 секунд. Коля начал читать. Читал он всего полторы минуты.
Не все слова были слышны: например, там была дико сложная строчка «в связи с подпунктом "обтирание"» и еще пара слов, которые было невозможно разобрать, хотя Коля наверняка чаще и усерднее других конкурсантов посещал логопеда. Жесты тоже были не самые выразительные, в силу ограничений, но хорошо прочувствованные: он потрясал указательным пальцем в воздухе, весьма точно схватив образ «менторского поучайки», которым был его герой – мальчик Витя. Улыбался Коля при этом действительно шире всех – от радости, что с ним все это происходит, и от того, что он делится прекрасным и остроумным текстом со зрителями. Лишь немногие (в первую очередь родители детей с особенностями, которые тоже помогали своим детям выйти на сцену) догадывались о том, что происходило на самом деле.

Ни один человек, видевший Колю в первые несколько лет жизни, не мог смотреть Кате в глаза без сочувствия, понимая, на что она обрекла себя, когда не отказалась от бесперспективного во всех отношениях ребенка, не способного двигаться, узнавать, давать обратную связь.

Коля порадовался, но весьма сдержанно. А потом забыл, какое у него место. Какое-то. Главное, что в воскресенье можно будет поехать на награждение и вырваться из своего привычного «режима дня». А еще Коле очень нравится, когда его поздравляют. Неважно, с чем – с победой ли, или просто с выступлением. Он будто бы чувствует, что по-настоящему важно – прожить эти две минуты так, как он не должен был прожить по изначальному сценарию судьбы. И если мы будем помогать Коле и его семье, таких минут в жизни мальчика будет гораздо больше.
Фото Алексея Лощилова

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.