Яндекс.Метрика
мы в социальных сетях
27.05.2019

Виновата ли я?

Предчувствие вины как мотивация поведения потенциальных доноров костного мозга



Мария Дармина,

руководитель исследовательского отдела Русфонда

Мария Кочкина,

Кровь5

Фото из книги Ч. Дарвина «Выражение эмоций у животных и у человека» (1872)
В седьмом выпуске бюллетеня для доноров костного мозга Кровь5 рассказывается об исследовании Лизы Линдсей из Университета Миннесоты, которая утверждает, что один из мотиваторов вступления в регистр – чувство вины. Или попытка предотвратить, подавить в себе это чувство. В статье для научного журнала «Исследования человеческих коммуникаций» она описывает результаты своей работы по изучению просьб о помощи, а также взаимосвязи между чувством вины и альтруистическим поведением. Автор приходит к выводу, что в сообщениях, призванных пробудить желание помочь незнакомцу, чаще всего описывается некая угроза или опасность, но возможность предотвратить ее чаще всего связана с попыткой избежать чувства вины за свое бездействие.

Вина и желание ее избежать

Свое исследование Лиза Линдсей начинает с попытки ввести понятие вины. Она рассматривает это чувство как форму эмоционального перенапряжения в общественных отношениях. Именно вина мотивирует людей к просоциальному поведению. Вина, утверждает Линдсей, рождается из уверенности, что какое-либо действие, бездействие, препятствие действию или намерению будет воспринято обществом неодобрительно. Именно общественное порицание, причем даже гипотетическое, способно вызвать сожаление, желание все исправить, изменить свое поведение.

Основываясь на своих исследованиях, автор делает несколько предположений о вине и ее предчувствии:

– предчувствие вины возникает при мысли о некоем потенциально неверном проступке, действии или бездействии;

– чувство вины рождает социальный дискомфорт, поэтому для жизни в обществе требуется облегчить и избежать чувства вины;

– возможные последствия чувства вины мотивируют людей положительно реагировать на запросы общества.

Просьбы о помощи незнакомым людям

Зачастую просьбы о помощи описывают угрозу жизни или благополучию человека, с которым адресаты этих просьб лично не знакомы. Например, просьбы вступить в регистр доноров костного мозга обычно строятся на том, что серьезной опасности подвергаются некие в значительной степени абстрактные люди. Чтобы оценить эффективность таких просьб, нужно для начала разобраться в их базовых составляющих.

Прежде всего, подобные сообщения должны убеждать людей в существовании реальной или потенциальной угрозы, которая создает предчувствие вины. Когда дело касается донации костного мозга, читатель или слушатель должен понимать: лейкемия, лимфома и другие виды рака крови угрожают жизни членов общества. Без этого понимания нет основания для действия. Кроме того, важно, чтобы люди осознавали, что действие, о котором их просят, эффективно, то есть способно решить проблему. Последний важный аспект просьбы о помощи – простота осуществления спасительного действия. Последствия отказа от такого действия чрезвычайно печальны, зато участвовать в нем легко и почетно.

В исследовании автор предполагает, что, усиливая воздействие именно на чувство вины, можно получить больший отклик, то есть ожидать большего количества вступивших в регистр людей. Однако нужно также понимать, что осуществлению этого процесса может помешать психологическое сопротивление. Например, если убедить людей, что отсутствие реакции на просьбу усугубит их чувство вины, это сообщение может быть воспринято как угроза и желание ограничить свободу действий – и приведет к противоположному результату.

Методология исследования

Участникам исследования предлагалось прочитать одну из двух просьб о помощи и заполнить анкету, чтобы описать свои чувства по поводу прочитанного. Через семь-десять дней после заполнения первой анкеты респондентов просили заполнить еще одну анкету с вопросами о том, вступили ли они в регистр и испытывают ли чувство вины. Для составления просьб о помощи авторы исследования использовали информационные материалы американской Национальной программы донорства костного мозга (NMDP). Одно сообщение было стандартным, второе – нарочно составлено так, чтобы провоцировать чувство вины. В первом сообщении авторы рассказали о серьезности болезней, для лечения которых требуется ТКМ. Потом добавили утверждение, что ТКМ – самый эффективный способ лечения этих болезней. В заключение авторы рассказали о том, что вступить в регистр доноров костного мозга очень просто.

Второе сообщение значительно отличалось от первого. В сообщение была добавлена история о девочке, которая умерла от лейкемии, потому что ей так и не нашелся донор. Особый акцент был сделан на том, что девочка могла бы выжить, «если бы больше таких людей, как вы, присоединились к регистру». Кроме того, авторы рассказали историю мальчика, который выжил благодаря трансплантации. Завершался текст обращением: «Представьте, как плохо вы будете себя чувствовать, если останетесь в стороне, когда помочь так просто!»

Участниками исследования стали 146 студентов крупного американского университета, которые никогда не вступали в регистр, не проходили процедуру донации и трансплантации костного мозга. Все респонденты были в возрасте от 18 до 31 года, 60% из них были женщинами, 40% – мужчинами.

Узнать о результатах и выводах, к которым пришла исследовательница, можно в продолжении материала «Виновата ли я?».

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

Оплатить
картой
Авто-
платежи
Оплатить
c PayPal
Сбербанк
онлайн
Телефон
Другое
Шаг 1
Сумма и назначение
платежа
Шаг 2
Ваши данные
Шаг 3
Платежные данные

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Оплата происходит при помощи платежной системы cloudpayments.ru.

Как вас указать? Имя, псевдоним, компания.
Шаг 1
Сумма и назначение
платежа
Шаг 2
Ваши данные
Шаг 3
Платежные данные

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Оплата происходит при помощи платежной системы cloudpayments.ru.

Как вас указать? Имя, псевдоним, компания.
Шаг 1
Сумма и назначение
платежа
Шаг 2
Ваши данные
Шаг 3
Платежные данные

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Оплата происходит при помощи платежной системы PayPal.com.

Как вас указать? Имя, псевдоним, компания. Можете оставить поле незаполненным.

Sberbank Держатели карт Сбербанка России, подключенных к системе «Сбербанк Онлайн», могут сделать пожертвование в Русфонд из своего личного кабинета в системе «Сбербанк Онлайн».

Внимание! Комиссия за проведение платежей через Сбербанк и «Сбербанк Онлайн» не взимается!

Далее

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн», МТС или Tele2.

Введите номер своего телефона, а затем сумму пожертвования в форме внизу. После этого на ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Большое спасибо!


Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для абонентов МТС есть возможность отправить деньги через сайт:

МТС. Легкий платеж

Пожертвовать
с помощью SMS

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Другие способы

Банковский перевод EuroPlat Яндекс Деньги Кошелек РБК Money Кошелек Web Money Баннеры Русфонда

Как помочь из-за рубежа

Pay Pal SMS Банковская карта Банковские реквизиты Система платежей CONTACT

Другие способы

Банковский перевод EuroPlat Яндекс Деньги Кошелек РБК Money Кошелек Web Money Баннеры Русфонда

Как помочь из-за рубежа

Pay Pal SMS Банковская карта Банковские реквизиты Система платежей CONTACT
comments powered by HyperComments