Яндекс.Метрика

Благотворительность накануне коронакризиса

Опубликован обновленный справочник с данными о деятельности фандрайзинговых благотворительных фондов


Мария Дармина,

координатор проекта «Русфонд.Навигатор»


«Русфонд.Навигатор» собирает данные о деятельности и финансовых показателях фандрайзинговых благотворительных фондов с 2012 года – с тех самых пор, как Минюст обязал НКО публиковать отчеты на своем сайте. Сегодня вышел уже восьмой выпуск «Навигатора». В нем опубликованы результаты работы 515 организаций из 66 регионов России. Данные для справочника были собраны из публичных отчетов в Минюсте, годовых отчетов на сайтах фондов, а также разосланных нами анкет с вопросами о деятельности НКО в прошлом, 2019 году, последнем перед долгим периодом глобальной пандемии.

Отчетность и прозрачность фондов

На конец 2019 года на сайте Минюста было зарегистрировано 10,9 тыс. благотворительных фондов. Публичные отчеты о своей деятельности выложили в открытый доступ меньше половины из них: всего 4,2 тыс. организаций. С одной стороны, это крайне мало для выполнения приказа Минюста о размещении отчетов, с другой стороны, с момента публикации приказа этот показатель увеличился почти в два раза:
в 2012–2013 годах отчитывались меньше 20% благотворительных фондов. К сожалению, за эти годы форма предоставления данных не претерпела никаких изменений, и отчеты остаются такими же малоинформативными и неудобными.

Поэтому в наш справочник попадают лишь 10–15% отчитавшихся в Минюст: отсеиваются фонды, у которых нет сайтов с описанием деятельности, которые не занимаются фандрайзингом, которые выложили на своем сайте и на сайте Минюста только нефинансовые отчеты, и т. д.

Стоит отметить, к слову, отношение жертвователей к отчетности: лишь два из пяти крупнейших фандрайзинговых фондов – то есть тех, куда люди отдают больше всего денег, – опубликовали подробные годовые отчеты о сборах и расходах на своих сайтах. Еще у одного фонда опубликован подобный отчет о тратах, но без данных о доходах. У двух других организаций вообще нет никаких отчетов на сайтах, только ссылки на портал Минюста.

Сборы и расходы фондов

Совокупный сбор 515 благотворительных фандрайзинговых фондов, вошедших в «Навигатор», вырос на 11% по сравнению с 2018 годом и составил почти 19,5 млрд руб. Тенденцию к росту подтверждает и опрос организаций: 67% НКО, заполнивших анкету, утверждают, что их доходы в 2019 году увеличились. Еще 15,5% сообщили, что собрали примерно столько же, сколько и в 2018 году. В этом смысле интересны будут отчеты за 2020 год: переломит ли коронакризис многолетний рост пожертвований? По предварительным оценкам, примерно одинаковое количество НКО, заполнивших анкеты, написали, что их сборы в 2020-м выросли (39%) и упали (37%) по сравнению с 2019 годом. При этом наличие или отсутствие специальных проектов и программ, призванных бороться с пандемией и ее последствиями, никак не повлияло на этот показатель: по две трети фондов – и увеличивших, и понизивших прошлогодний объем доходов – оказывали подобную помощь.

По итогам отчетности 2019 года стоит отметить тенденцию в сторону более равномерного распределения средств между благотворительными организациями. Если раньше десятка крупнейших фондов агрегировала 50% и больше от общего объема всех пожертвований, а разница в сборах даже внутри этой десятки отличалась почти на 1,5 млрд руб., то сейчас доходы самых больших организаций постепенно снижаются и составляют уже немногим больше 40% от общего сбора. За два года этот показатель опустился более чем на 10%, что немало.

Две трети фондов указали, что на программные расходы отдают 80% и больше от своего сбора, остальные средства идут на административные и фандрайзинговые (PR, реклама и т. д.) траты. В противовес им 5% организаций смогли потратить на выполнение программ всего лишь менее половины своих сборов.

Способы сбора пожертвований

Самым популярным инструментом сбора пожертвований остаются сайты и социальные сети. Почти все благотворительные организации, вошедшие в «Навигатор», отметили, что собирают средства именно с их помощью. При этом количество подписчиков в соцсетях крупных фондов достигает 200–250 тыс., что сравнимо с охватами аудитории небольших СМИ. Кстати, о сотрудничестве со СМИ как способе повысить сборы упомянули в три раза меньше фондов – только 35%. Столько же организаций просто устанавливают ящики для сбора пожертвований.

На втором месте по популярности проведение фандрайзинговых благотворительных акций и мероприятий – как в онлайн, так и в офлайн-формате. Интересно, что еще два-три года назад только 60–70% НКО использовали этот способ, а в анкете за 2019 год о нем написали более 90% фондов.

Третье место делят написание заявок на всевозможные гранты и сотрудничество с юридическими лицами.

Наименее популярными способами фандрайзинга стали: реклама в интернете, различного рода рассылки (SMS-сообщения, электронная почта, мессенджеры), распространение буклетов и листовок о деятельности своей организации и программах помощи, использование краудфандинговых площадок.

География

Лидеры по количеству зарегистрированных фондов и собираемых средств – Москва и Санкт-Петербург. Более 75% доходов от пожертвований приходится на эти два региона. Следом за ними по количеству сборов идут Московская, Нижегородская, Волгоградская области и Краснодарский край. По числу фондов за двумя столицами следуют Московская, Свердловская и Иркутская области.

Направления помощи

Фандрайзинговые благотворительные фонды работают в основном в области здравоохранения: помогают тяжелобольным детям и взрослым получить не обеспеченное госгарантиями качественное лечение или паллиативную помощь. На втором месте остается поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также поддержка семьи и материнства. Каждая пятая организация указала, что помогает социально незащищенным слоям населения.

Стоит также сказать, что в последние годы многие фонды переосмысляют и переформулируют свою миссию: хотят не просто, например, помогать людям с инвалидностью, но и менять отношение к ним в обществе и государстве, работать над созданием инклюзивных пространств, не только помогать тяжелобольным детям получить лечение, но менять саму систему здравоохранения. С подачи НКО вводится новый закон о паллиативной помощи, реализуется работа по внедрению системы долговременного ухода за пожилыми людьми. Иначе говоря, в последний перед пандемией год фонды становятся полноправными участниками социально-политических изменений и усовершенствований в России.

Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

Оплатить
картой
Авто-
платежи
Оплатить
c PayPal
SberPay
Телефон
Другое

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн», МТС или Tele2.

Введите номер своего телефона, а затем сумму пожертвования в форме внизу. После этого на ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Большое спасибо!


Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Другие способы

Банковский перевод Сбербанк Альфа•банк Кошелек РБК Money Кошелек Web Money ЮMoney

Как помочь из-за рубежа

Pay Pal SMS Банковская карта Банковские реквизиты Система платежей CONTACT
comments powered by HyperComments