30.08.2012
Справедливость за пределами МКАД
Дан Кричевский,
главный раввин Башкирии
Вы никогда не задумывались над тем, почему москвичи занимаются благотворительностью охотнее, чем жители других регионов? Хотя правильно ли вообще говорить в этом случае о москвичах, если в столице в большинстве своем живут вчерашние жители Уфы, Казани, Нижнего Новгорода? Почему, переехав в Москву, они лучше понимают, что помогать друг другу необходимо? Кто-то скажет, что дело в средствах: все деньги страны находятся в Москве, потому заниматься благотворительностью там проще. Соглашусь: доля правды в этом утверждении есть. Но разве у нас ситуация намного хуже? Зайдите вечером в любой уфимский двор – там огромное количество припаркованных автомобилей. Значит, с уровнем благосостояния здесь все же не так плохо? В чем же тогда дело? Неужели милосердие заканчивается за пределами МКАД?
Конечно же, это не так. Причин, почему в регионах не хотят заниматься благотворительностью, как мне кажется, две. Самая главная – боязнь быть обманутыми. В России, а уж тем более в провинции, очень сложно поверить, что все собранные для больного ребенка деньги пойдут на лечение. Согласитесь, мошенников в этой сфере более чем достаточно. Ведь бывает и такое, что перечисляешь100 рублей, и только десять из них идут по назначению, а остальные – на содержание фонда или покупку машины для его директора. В результате люди боятся помогать, потому что не хотят остаться в дураках. Благотворительность становится заложницей ситуации. Нет доверия – нет помощи. А на то, чтобы заслужить доверие, уходят годы. Люди должны убедиться, что кто-то реально хочет им помогать, а не собирать деньги ради собственной выгоды.
Вторая причина – отсутствие объединяющей силы. Легче помогать, когда есть такая сила или организация, которая служит мостом между теми, кто хочет помогать и теми, кто в этой помощи отчаянно нуждается.
Все это я прочувствовал на себе, когда 10 лет назад переехал из Израиля в Уфу. Здесь у иудейской общины ровным счетом не было ничего. Хотя, нет, немного не так – было очень много хороших людей. Это, пожалуй, все. Я считаю, что мне удалось этих людей объединить. Было это непросто: первое время верующие собирались в моей квартире – одну комнату мы с семьей выделили, чтобы все желающие могли прийти и помолиться. А теперь посмотрите: мы построили в Уфе синагогу, детский сад, школу, дом, где наши сотрудники могут приобрести квартиры по сниженным ценам, при синагоге работают два благотворительных фонда.
У Русфонда в Башкирии тоже есть все, чтобы стать вот такой же объединяющей силой. Более того, вам скажут за это спасибо, потому что у нормального человека действительно есть потребность помогать. Может быть, пока не у всех имеется понимание, что вот эти больные дети им не чужие! Быть может, они живут на одной улице с вами или ходят в школу с вашими собственными детьми. Но это понимание обязательно придет. А еще придет понимание, что когда помогаешь другим, то тебе приятнее смотреть на себя в зеркало.
В нашей религии мы не говорим о милосердии, у нас есть слово «цдака», что означает «справедливость». Считается, что человек должен заниматься благотворительностью не потому, что он хороший и добрый, а просто потому, что он восстанавливает справедливость. Бог дал тебе деньги, потому что решил: «Ты –хороший бухгалтер». Он верит, что ты ими поделишься. Если нет, то хотя бы знай: излишки все равно уйдут.
Например, ты будешь лежать больной на кровати и тратить огромные деньги на лекарства. Так не лучше ли быть здоровым и честно, по своей воле помогать нуждающимся?
Справедливость за пределами МКАД
Дан Кричевский,
главный раввин Башкирии

Конечно же, это не так. Причин, почему в регионах не хотят заниматься благотворительностью, как мне кажется, две. Самая главная – боязнь быть обманутыми. В России, а уж тем более в провинции, очень сложно поверить, что все собранные для больного ребенка деньги пойдут на лечение. Согласитесь, мошенников в этой сфере более чем достаточно. Ведь бывает и такое, что перечисляешь100 рублей, и только десять из них идут по назначению, а остальные – на содержание фонда или покупку машины для его директора. В результате люди боятся помогать, потому что не хотят остаться в дураках. Благотворительность становится заложницей ситуации. Нет доверия – нет помощи. А на то, чтобы заслужить доверие, уходят годы. Люди должны убедиться, что кто-то реально хочет им помогать, а не собирать деньги ради собственной выгоды.
Вторая причина – отсутствие объединяющей силы. Легче помогать, когда есть такая сила или организация, которая служит мостом между теми, кто хочет помогать и теми, кто в этой помощи отчаянно нуждается.
Все это я прочувствовал на себе, когда 10 лет назад переехал из Израиля в Уфу. Здесь у иудейской общины ровным счетом не было ничего. Хотя, нет, немного не так – было очень много хороших людей. Это, пожалуй, все. Я считаю, что мне удалось этих людей объединить. Было это непросто: первое время верующие собирались в моей квартире – одну комнату мы с семьей выделили, чтобы все желающие могли прийти и помолиться. А теперь посмотрите: мы построили в Уфе синагогу, детский сад, школу, дом, где наши сотрудники могут приобрести квартиры по сниженным ценам, при синагоге работают два благотворительных фонда.
У Русфонда в Башкирии тоже есть все, чтобы стать вот такой же объединяющей силой. Более того, вам скажут за это спасибо, потому что у нормального человека действительно есть потребность помогать. Может быть, пока не у всех имеется понимание, что вот эти больные дети им не чужие! Быть может, они живут на одной улице с вами или ходят в школу с вашими собственными детьми. Но это понимание обязательно придет. А еще придет понимание, что когда помогаешь другим, то тебе приятнее смотреть на себя в зеркало.
В нашей религии мы не говорим о милосердии, у нас есть слово «цдака», что означает «справедливость». Считается, что человек должен заниматься благотворительностью не потому, что он хороший и добрый, а просто потому, что он восстанавливает справедливость. Бог дал тебе деньги, потому что решил: «Ты –хороший бухгалтер». Он верит, что ты ими поделишься. Если нет, то хотя бы знай: излишки все равно уйдут.
Например, ты будешь лежать больной на кровати и тратить огромные деньги на лекарства. Так не лучше ли быть здоровым и честно, по своей воле помогать нуждающимся?