Яндекс.Метрика

От общего к адаптивному

Cестры из Екатеринбурга развивают бизнес по пошиву одежды для инвалидов

Модель Богдана Комарова
Адаптивная одежда уже несколько десятилетий выпускается известными западными брендами. В России не так давно обратили внимание на то, что людям с особенностями, ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью и просто пожилым людям одежда нужна особенная. Кто-то не может справиться с молниями и пуговицами, кому-то неудобно надевать одежду через голову или через ноги. Нужны застежки-магниты, липучки, бесшовные брюки, особый крой и дышащие ткани, а еще людям нужно чувствовать себя современными и модными, носить одежду, которая не только функциональна, но и помогает выразить индивидуальность. «Гугл» выдает по запросу «adaptive clothing» ссылки на десятки англоязычных интернет-магазинов с адаптивной одеждой. В Екатеринбурге Полина и Елизавета Солодовы только начинают осваивать этот сегмент рынка.

От рождения проекта к первым инклюзивным показам

Полине и Елизавете Солодовым по 23 года, в прошлом году они окончили Уральский институт управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Специальность у Полины и Елизаветы – «экономика предприятий и организаций», в этом году сестры поступили еще в магистратуру, чтобы изучать юриспруденцию.

Они близнецы, с детства вместе – в садике, в школе, в вузе, и проект у них тоже один на двоих. В феврале Полина и Елизавета (как учредители) зарегистрировали общество с ограниченной ответственностью «Пипл‑мода», генеральным директором которого стала Полина, финансовым – Елизавета. Кроме них в команде есть директор по стратегическому развитию Дмитрий Масленников, директор по коммуникациям Анастасия Масленникова – оба кураторы студенческой команды социального предпринимательства «Атмосфера» Уральского института управления. Именно в «Атмосфере» в 2020 году родился проект по пошиву адаптивной одежды. Развивать проект предложили Полине и Елизавете. У Лизы ДЦП, третья группа инвалидности.

– Нам проблема одежды знакома не понаслышке, – рассказывает Полина. – Лиза очень худенькая и маленького роста, приходится покупать вещи в детском отделе, но и там трудно найти что-то подходящее. Из-за трения в области колен джинсы и брюки быстро рвутся. Тяжело застегивать пуговицы, молнию на платье, если она на спине. Раз в год по сертификату можно было получить какую-то одежду бесплатно, она входит в ИПРА (индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида. – Русфонд), но надеть это нельзя, выглядит некрасиво. Что-то покупали в магазинах и мама перешивала.

В 2020 году Полина и Елизавета написали заявку на грант Росмолодежи на курсы по пошиву адаптивной одежды и неожиданно для себя выиграли.

– Нас все поздравляли, а нам было страшно, непонятно, с чего начать, – вспоминает Полина. – Мы получили 800 тыс. руб., и надо было в течение года реализовать проект. Ассоциация «Особые люди» предоставила нам помещение со столами для раскроя, стульями, флипчартом, проектором для занятий. Мы закупили необходимое оборудование, нашли двух преподавателей. Это были дизайнер, преподаватель УрГАХУ (Уральского государственного архитектурно-художественного университета. – Русфонд), конструктор одежды Татьяна Нечаева и Наталья Кириенко, швея с большим опытом. Разместили объявления во всех возможных группах о наборе моделей и людей, которые хотят научиться шить адаптивную одежду. 80 процентов тех, кто пришел, – это были мамы детей с инвалидностью, кто-то из них никогда раньше не шил.

Самой юной модели было семь лет, были и студентки. За счет гранта оплатили и труд преподавателей, и ткань, и фурнитуру. В итоге каждая из учениц курсов за три месяца сшила для своего ребенка костюм по индивидуальным меркам, и эта одежда стала собственностью моделей. Занятия были не только по кройке и шитью – проводились лекции об особенностях разных людей с инвалидностью. Полина тоже прошла этот курс и сшила джинсовый костюм для Лизы, которая выступила моделью. На этом первом курсе обучили три группы по пять человек.

В 2021 году удалось получить второй грант – 300 тыс. руб. На курсы пришли многие из тех, кто посещал их в 2020 году. Кроме того, группа из студентов УрГАХУ под руководством Татьяны Нечаевой работала над коллекцией из десяти адаптивных вещей в одном стиле. Моделями были девочки 18–25 лет, все на колясках. На показе, который прошел на чемпионате Кубка престижа профессии в выставочном комплексе «Екатеринбург-Экспо», были представлены два вечерних платья, пять костюмов в стиле спортшик – под каждого шили с учетом всех особенностей, использовали магнитные ленты.

В 2022 году сестры выиграли грант Росмолодежи на инклюзивный показ. Совместно с екатеринбургским дизайнером Анной Бонк и брендом Alex’s Family из Москвы была сшита коллекция «яТЕБЯвижу» из 30 изделий. Показ прошел в мае в Екатеринбурге на Неделе моды.

– Сначала нас брать не хотели – боялись, что публика не примет, – говорит Полина. – Но, наоборот, наша коллекция вызвала фурор, все хлопали, никакого негатива мы не встретили, так что с организаторами мы сейчас дружим.

«Цены для мамочек недоступные»: как решить проблему?


Модель Виолетта Журавская

Сейчас «Пипл-мода» готовит коллекцию одежды для спортивных танцев на колясках. Для участия в соревнованиях необходимы танцевальные костюмы, но люди с ограниченными возможностями не всегда могут себе их позволить: пошив одного костюма обходится в среднем в 15–30 тыс. руб. Костюмы для танцев будут переданы ребятам бесплатно.

Сегодня адаптивная одежда People представлена в сообществе во «ВКонтакте». В каталоге 26 вещей, среди которых есть адаптивные: например, бомбер с завышенной линией талии, что препятствует появлению лишнего объема при сидении в коляске, сарафан с лямками на магнитах. Есть одно детское платье, остальная одежда рассчитана на подростков и взрослых. Цены не маленькие – от 2800 руб. за лонгслив со съемными рукавами до 9800 руб. за тренч на кнопках.

Я попросила взглянуть на коллекцию Светлану Овсянникову, маму Василисы, подопечной Русфонда. У девочки ДЦП, она передвигается на коляске.

– Конечно, одежда хорошая, но цены для мамочек с такими детьми, как Василиса, недоступные. Мы покупаем дочке ортопедические штаны, которые входят в ИПРА. У нее весь день на ногах туторы, обычные брюки на них не надеть. Еще ей положено две пары обуви на полгода. Мы берем одну и за счет этого покупаем еще одежду. Одеть ребенка, который не стоит на ногах даже у опоры, у которого сильная спастика, в обычном магазине очень сложно. Кофты берем широкие или те, что сильно тянутся. Иногда заказываем адаптивную одежду у швей, которые такие заказы принимают, – это мамы особых детей. Это дешевле, чем такую одежду покупать в магазине: например, кофточку можно сшить за 1,5 тыс. руб., зимний костюм – за 7–8 тыс. руб. Кто-то покупает обычную одежду и самостоятельно вшивает дополнительные молнии.

Я поинтересовалась, что думают Полина и Елизавета о доступности такой одежды для покупателей.

– Люди с инвалидностью, например, те, кто выступает у нас моделями, очень активные, – говорит Полина. – Участница «Атмосферы» Виолетта Журавская, например, которая выступала моделью в наших показах, руководит своим проектом, у нее три работы. Кто-то ездит на соревнования, кто-то работает удаленно. То есть представление о том, что все инвалиды живут на одну пенсию, ошибочно. Есть люди с инвалидностью активного возраста, они могут себе позволить нашу одежду. Если говорить о детях, то мы работаем над тем, чтобы нашу одежду включили в список ИПРА, тогда люди смогут приобрести на сертификат адаптивную одежду, а не такую, которую носить нельзя. Нужно добиться, чтобы наша одежда соответствовала определенным требованиям, тогда ее могут внести в этот список. Такой опыт есть – вот в Казани можно некоторые вещи первой необходимости получить у производителей адаптивной одежды по сертификату.

От проекта – к бизнесу


Показ на Неделе моды в Екатеринбурге

– Пока наш проект, если честно, нерентабельный, – говорит Полина. – Сейчас мы думаем о выпуске одежды под брендом People. Среди обычной одежды будет линейка одежды адаптивной – это позволит нам не только зарабатывать, но и благотворительностью заниматься. Причем эта обычная одежда должна быть тоже удобной и функциональной, чтобы могла подойти и вам, и Лизе, например. Мы мечтаем, чтобы это стало делом жизни, хотели бы, чтобы ателье приносило реальный доход и не надо было надеяться на гранты.

– Да, у нас низкая доля потенциальных потребителей, зависимость от цен на сырье, ограниченные финансовые ресурсы для реализации проекта, – признает Елизавета. – Но мы надеемся справиться, планируем постоянно расширять ассортимент, создавать новые коллекции одежды, соответствующие современным модным тенденциям; повышать лояльность клиентов путем постоянной коммуникации через консультации, конкурсы и розыгрыши в социальных сетях, стимулировать сбыт скидками для постоянных клиентов.

– Конечно, мы стремимся сделать проект полноценным бизнесом, – говорит директор по стратегическому развитию ООО «Пипл-мода» Дмитрий Масленников. – Сложно прогнозировать, когда мы выйдем на окупаемость. Проект уже имеет показатели первых продаж, или MVP, минимальный жизнеспособный продукт, есть каналы сбыта, и я думаю, что скорость развития будет в ближайшее время увеличиваться. Она будет зависеть от выбора оптимальной бизнес-модели, которая сочетала бы в себе социальность и самоокупаемость. После консультаций с экспертами в этой индустрии мы понимаем, что на 100 процентов делать акцент на адаптивной одежде не стоит, так как в большинстве своем люди с ОВЗ нуждаются в поддержке и не готовы много платить за одежду повышенной стоимости, какой бы практичной и модной она ни была. Поэтому мы будем выпускать и обычную одежду для нормотипичных людей. А каково будет процентное соотношение адаптивной одежды и обычной, выяснится путем проб и ошибок в процессе адаптации к рынку.

Наша миссия – инклюзивный бизнес


Елизавета и Полина Солодовы

Полина и Елизавета считают, что в идеале у каждого бренда должна быть линейка адаптивной одежды.

– Человек с инвалидностью должен иметь возможность купить себе одежду в обычном магазине, – считает Полина. – Адаптивная одежда должна быть представлена наряду с другой. Может, человеку с инвалидностью подойдет что-то в обычном отделе, а обычный человек купит себе адаптивную одежду, потому что ему понравятся магнитные застежки или функциональный крой.

– Мы выпускаем адаптивную одежду, но наша миссия – инклюзивный бизнес, то есть выпускать любую одежду для любых людей – с особенностями и без них, и мы не видим сопротивления от целевой аудитории, – подтверждает Дмитрий Масленников. –Люди с ОВЗ устали от того, что их постоянно выделяют и напоминают им об их особенностях, они хотят одеваться в обычном магазине, в компании, где выпускают обычную одежду, но с элементом индивидуального подбора, подгонки или возможностью индивидуального пошива.

Этой осенью Полина и Елизавета планируют провести второй показ, на который хотят пригласить производителей адаптивной одежды из других городов. Есть договоренность о размещении коллекции в открывающемся в Москве магазине с одеждой для людей с ОВЗ.

Фото из архива ООО «Пипл-мода»
Оплатить
картой
Cloudpayments
Регулярный
платеж
Оплатить
c PayPal
QR и другое
Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Отписаться от регулярного пожертвования можно здесь

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Для пожертвования с карты зарубежного банка воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal, Stripe или формой на сайте фонда-партнера в Казахстане rusfond.kz
Только благодаря вашей помощи мы помогаем лечить детей. Фонду нужны и средства для развития — чтобы расширять спектр диагнозов, с которыми работаем, поддерживать новые методы лечения, распространять медицинские знания. Любое ваше пожертвование поможет нам лучше, полнее, быстрее выполнять наши задачи.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

Введите сумму пожертвования в форме выше. После этого введите номер телефона в открывшемся окне виджета оплаты. На ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Cпасибо!

Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.

Дорогие друзья, абоненты Tele2!
Будьте внимательны!

От имени Русфонда (и без нашего на то согласия!) оператор поднял минимум пожертвований с привычного 1 руб. до 75 руб. а комиссию – 8% плюс 10 руб., которую оплачиваете вы при совершении платежа в пользу оператора.
Предлагаем вам альтернативу: жертвуйте по cистеме быстрых платежей (СБП). Комиссия – 0,4%, платит Русфонд. Или с помощью QR-кода. Подробнее здесь.

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течении четырех банковских дней.

Скачайте мобильное приложение Русфонда:

App Store

Google Play

Скачайте из RuStore

Другие способы

Банковский перевод Альфа•банк Vk Pay Stripe