Яндекс.Метрика

На границе

Как ростовским волонтерам удалось выстроить эффективную систему помощи беженцам из Мариуполя

Добровольцы движения «Неравнодушные» помогают жителям Мариуполя
Более тысячи волонтеров помогают беженцам из Мариуполя на пограничном контрольно-пропускном пункте «Весело-Вознесенка» в Ростовской области. Одни дежурят посменно на границе, другие закупают продукты, готовят горячие обеды и собирают вещи первой необходимости. А началось это большое движение, наработки которого сейчас используют и в других регионах, с инициативы нескольких волонтеров. Мы познакомились с активистами добровольческого движения «Неравнодушные» и узнали, как им удалось за несколько месяцев выстроить эффективную систему помощи людям, которые лишились дома.

Три добровольца в палатке МЧС

– Точно не скажу, сколько лет я состою в волонтерских группах и чатах. В 2014 году помогал беженцам из Донецка, потом занимался гуманитаркой. В конце февраля, когда в наш Красный Десант (хутор в Ростовской области на побережье Азовского моря. – Русфонд) приехали первые беженцы, я тоже прибыл на место, было понятно, что наша помощь будет нужна там, – вспоминает 46-летний таганрожец Олег Подгорный. – И была нужна: люди долго ждали расселения, были уставшие, голодные, нервные. У многих закончилась даже вода. Я связался со своими знакомыми, мы привезли воду, хлеб, колбасу, печенье, стали кормить людей.

А в середине марта, когда в Ростовскую область начали приезжать сотни беженцев из Мариуполя, Олег решил поехать на КПП «Весело-Вознесенка», это 47 км от Таганрога, на границе с Новоазовском.

– Там ситуация была гораздо сложнее, ведь люди по несколько суток стояли в очереди, чтобы пересечь границу, многие шли пешком. Я подошел к шлагбауму и попросил состыковать меня со старшим смены пограничников. Представился, объяснил, как мы хотим помочь. Но получил в ответ: не предусмотрено инструкциями. А дней через десять мне перезвонили: «Олег, вы можете прислать к нам людей?»

Так родилось движение «Неравнодушные». Сначала были три человека в палатках МЧС на границе, в которой волонтеры нарезали бутерброды.

– Потом я написал в соцсетях обращение, и к нам потянулись другие люди, – рассказывает Олег. – Собрался костяк опытных волонтеров, с которыми мы и выстроили всю работу. Кто-то хорошо разбирался в логистике, кто-то вел соцсети и так далее.

Работали волонтеры по сменам. Вначале смен было две, потом, когда волонтеров стало больше, три. Дневная с 8:30 до 19 часов, вечерняя – с 19 часов до 0.00, ночная – с полуночи до 7:30.

200 кг хлеба и 150 кг колбасы в сутки

Поток людей в те дни был огромный. В сутки уходило около 150 кг вареной колбасы, 200 кг хлеба, чай, кофе, печенье и сладости для детей. Волонтеры объявляли сбор средств в интернете, а также обращались за помощью к знакомым предпринимателям.

Со временем стало понятно, что нужно и горячее питание, потому что многие люди оставались в лагере МЧС в ожидании родных, которые еще не прошли досмотр.

– Сначала кормила людей военно-полевая кухня, но, чтобы приготовить 20 л гречки с тушенкой, повар должен был провести у печи полдня. А разлеталась она мгновенно: люди же вышли из подвалов, многие по две недели хлеба не видели, – говорит Олег.

Волонтеры обратили внимание на законсервированное кафе в нескольких десятках метров от границы. Нашли хозяев и договорились об аренде. Там была небольшая кухня, зал и что-то вроде бара. На кухне волонтеры – а со временем к ним присоединились и профессиональные повара – стали варить легкий куриный суп, нарезать салаты, бутерброды и отправлять все это на таможню и в нейтральную зону уже в готовом виде. В зале кафе волонтеры организовали штаб. К тому времени движение объединяло уже несколько сотен человек.

Была еще одна проблема – отсутствие телефонной связи и интернета, а из-за этого беженцы не могли оперативно связаться с родными.

– На границе очень плохая связь. Раньше мы давали свои трубки, потом завели телефон с отдельной симкой для таких звонков, он лежал на таможне. Теперь мы купили роутер GSM и подключили в штабе интернет, – рассказывает Олег.

В марте, после того как пропускной пункт посетила целая делегация во главе с первым заместителем губернатора, деятельность волонтеров была оценена и «Неравнодушные» вошли в местный оперативный штаб. С тех пор вопросы подвоза воды, чистки биотуалетов и вывоза мусора стали решаться гораздо быстрее.

С миру по нитке

Когда работа была уже отлажена, появилась структура: в каждой смене было по 20 волонтеров, среди которых были старшие – опытные добровольцы с организаторскими способностями. Запись на смены формировалась через Google-форму. Если волонтер без машины, координатор соединял его с тем, кто на колесах. Сорокалитровые кастрюли, термостаты для чая, пластиковая посуда, продукты для обедов – все это покупалось и находилось благодаря соцсетям.

К маю движение «Неравнодушные» уже насчитывало около тысячи человек. Это люди со всей России. Многие берут отпуска и едут. Помогают не только на месте, но также переводами средств и информационной поддержкой. Очень показательны случаи, когда волонтеры в максимально короткие сроки находили инвалидное кресло или детскую коляску. Из-за таких острых потребностей появилось еще одно подразделение – склад с вещами первой необходимости.

– Во время работы у нас выработалось несколько важных документов. Во-первых, список базовых продуктов, средств гигиены, кормов для животных, – поясняет Олег Подгорный. – Это нужно было всегда. Одежду мы не принимали, но, когда стало припекать солнце, закупили панамки для детей, нижнее белье для взрослых, а также легкую недорогую обувь, ведь многие люди переходили границу в зимней одежде. Все остальное беженцы получали в пунктах временного размещения.

Кроме того, был разработан инструктаж для волонтеров, заступающих на вахту, и методичка для старших смен. Еще одним документом стал лист с ответами на вопросы людей, пересекающих границу. Вопросы были одни и те же – от оформления статуса беженца до получения медпомощи без российского полиса. Какие-то ответы волонтеры брали из официальных источников, какие-то им подготавливали юристы и представители госорганов. Позже на КПП «Весело-Вознесенка» приехала из Москвы большая группа волонтеров-генеалогов, людей, умеющих собирать и систематизировать сведения. Они собрали все наработки в одну форму. В итоге появилось методическое пособие, которое, например, в Крыму администрация адаптировала для своего региона и распечатала в виде газеты.

Волонтеры едут в Мариуполь

– Режим стояния на КПП уже не так актуален, как раньше, – людей становится все меньше, поэтому мы сократили смены и переключили свое внимание на гуманитарную помощь Мариуполю, российским солдатам в госпиталях, – говорит Олег.

Также «Неравнодушные» открыли новый телеграм-канал по поиску людей – многие беженцы ищут своих близких.

– Каждый волонтер, побывавший на границе хотя бы раз, видевший, как выглядят сидевшие месяц в подвалах люди, как они нюхают хлеб и плачут, как дети радуются раскраскам и мыльным пузырям, меняется, – подытоживает лидер «Неравнодушных». – А если жить в этом постоянно и не включать внутренний фильтр, можно выгореть. Вот чтобы мы все это выдержали, не сломались и довели дело до конца, я действительно переживал. И переживаю до сих пор, ведь марафон еще не окончен.

Фото из официальной группы движения «Неравнодушные» во «ВКонтакте»

«Неравнодушные» встречают беженцев на КПП «Весело-Вознесенка»

«Неравнодушные» встречают беженцев на КПП «Весело-Вознесенка»

    Подпишитесь на канал Русфонда в Telegram — первыми узнавайте новости о тех, кому вы уже помогли, и о тех, кто нуждается в вашей помощи.

    Оплатить
    картой
    Авто-
    платежи
    Оплатить
    c PayPal
    SberPay
    Телефон
    Другое
    ⚠️ Если вы хотите отправить пожертвование в валюте, воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal или Stripe

    Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

    ⚠️ Если вы хотите отправить пожертвование в валюте, воспользуйтесь, пожалуйста, сервисами PayPal или Stripe

    Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

    Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

    Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

    Отправить пожертвование можно со счета мобильного телефона оператора — «Мегафон», «Билайн» или МТС.
    Для абонентов Tele2 услуга недоступна.

    Введите номер своего телефона, а затем сумму пожертвования в форме внизу. После этого на ваш телефон будет отправлено СМС-сообщение с просьбой подтвердить платеж. Большое спасибо!


    Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней.

    Скачайте мобильное приложение Русфонда:

    App Store

    Google Play

    Другие способы

    Банковский перевод Сбербанк Альфа•банк ЮMoney