• Скачайте мобильное приложение — теперь с Apple Pay!
  • Спасение детей в вашем телефоне
  • Помочь так же просто, как позвонить
Яндекс.Метрика
За 21 год — 11,664 млрд руб. В 2018 году — 729 607 134 руб.
29.05.2015

Русфонд.ДЦП

Командный разбор

«Русфонд.ДЦП» устраивает семинар по перемещению



Валерий Панюшкин,
руководитель проекта «Русфонд. ДЦП»

19 и 20 мая в Свято-Софийском детском доме для детей-инвалидов приглашенные проектом «Русфонд.ДЦП» физический терапевт Екатерина Клочкова и специальный педагог (то есть дефектолог) Ирина Глазкова проводили обучающий семинар для персонала. В этом частном детском доме 22 ребенка, их забрали из государственного детского дома для детей-инвалидов. Дети тяжелые. Никто с ними толком не занимался. Но и персонал Свято-Софийского детского дома ухаживать за детьми умеет, а заниматься с детьми – нет. В России вообще физических терапевтов раз-два и обчелся. Вот они-то и учили воспитателей Свято-Софийского детского дома заниматься с детьми.


Проект «Русфонд.ДЦП»: внедрение, поддержка и развитие новых медицинских технологий в лечении детского церебрального паралича.

Помочь проекту «Русфонд.ДЦП»


В том государственном детском доме, где прежде жили дети, есть спортивный зал и есть даже немножко оборудования для занятий. В Свято-Софийском детском доме тоже есть игровые комнаты и специальные игрушки, чтобы развивать детей. Но дело не в залах и не в оборудовании. Дело в людях.

Клочкова и Глазкова начинают семинар с того, что одного из воспитателей Свято-Софийского детского дома назначают играть ребенка. Просят лежать неподвижно на полу, потому что многие дети здесь парализованы. Завязывают ему глаза, потому что многие дети здесь не видят или не фокусируют взгляд. Ну, и давай «заниматься»! Над испытуемым гремят погремушками. Суют ему в руки разные предметы. Елозят влажной салфеткой по носу и рту. Сажают его, перекатывают, через голову его обсуждая свои дела… А потом снимают с глаз его повязку и спрашивают: «Как вам?»

А он говорит, что ему было страшно. Что ему были неприятны прикосновения, особенно когда мокрой салфеткой терли нос. Что он напрягался, когда его катили куда-то. И он не понял, что это совали ему в руку. И вообще ужасно было.

А другие воспитатели Свято-Софийского детского дома качают горестно головами: «Господи, мы же действительно довольно часто именно вот так ведем себя с детьми. И ведь нельзя же сказать, что не занимались. Занимались. Но не во вред ли такие занятия?»

Теперь, увидев себя со стороны, воспитатели понимают, зачем им учиться и чему. Кропотливое освоение развивающих игр, приемов безопасного перемещения и ухода за ребенком. Влажную салфетку, прежде чем вытереть ею ребенку слюни, следует погреть в руке. Умывать ребенка следует его рукой, даже если он сам рукой не владеет. Если ребенок хотя бы немножко умеет или пытается сам одеваться, не торопить, не одевать, дожидаться. Если нет времени дожидаться, то выделить хотя бы одно одевание в день, когда ребенок оделся бы сам. Если ребенок хотя бы немного пытается сам есть, то выделить хотя бы одну трапезу в день, например полдник, чтобы ребенок от начала и до конца ел самостоятельно. И если ребенок делает что-то с помощью (например, надевает майку), то оставить последний этап ему, чтобы у ребенка возникло ощущение, что это он сам довел дело до конца. И если даете ребенку игрушку, то надо же дать ребенку и время что-то с игрушкой поделать, разобраться, какой именно предмет лежит у него в руке, как можно обойтись с этим предметом. Сотни, сотни конкретных приемов, чтобы сделать обучающую игру с ребенком эффективной.

А потом идут по группам смотреть конкретных детей. И вот, например, Тоня «снесенные ветром ноги», как говорит Клочкова. От того, что девочка, не умея сесть и встать, лежала годами, не контролируя позу, у нее развился сколиоз, ноги и правда на сторону. Клочкова показывает, как из двух одеял сделать для Тони «гнездо», чтобы удобно было лежать то на правом боку, то на левом. Лежать на боку – это начальная поза для того, чтобы садиться. «Садиться» – сложный процесс. Состоит из «лежать на боку», «привстать, оперевшись на руку», «перенести вес», «выпрямиться»… Тоня может сидеть, если каждое из этих действий натренировать по отдельности.

Или, например, Лера. Она ползает, хватает игрушки. Но ноги у нее скрючиваются крестом, так что рано или поздно нельзя будет надеть на нее памперс и вывихнутся тазобедренные суставы. А множество игрушек вокруг слишком возбуждает Леру и не дает учиться. Клочкова показывает, как именно скрутить валик из поролона, чтобы вложить Лере между ног, предотвращая вывихи. И как дать девочке ощущение покоя, обмотав спину и грудь эластичным бинтом. Отвернуться от игровой комнаты, уменьшить число раздражителей, дать одну игрушку, чтобы хватило внимания играть и развиваться. Сотни маленьких навыков. За два дня не научишься, конечно. Учатся десятилетиями, но хотя бы что-то, хотя бы начать воспитателям Свято-Софийского детского дома думать как физический терапевт.

И главное – команда. Клочкова и Глазкова предлагают воспитателям для каждого ребенка выбрать какой-то навык, которому вот-вот можно ребенка обучить. Разобрать этот навык на составляющие и учить ребенка этому навыку командно.

Собираться раз в неделю и решать, что, например, вот этого Петю можно научить самостоятельно чистить зубы. А чистка зубов – это сложный процесс. Чтобы чистить зубы, надо стоять (или сидеть), опираться на раковину, выдавливать зубную пасту, совершать горизонтальные движения щеткой во рту…

И трудно договориться, что ребенка надо учить, например, горизонтальным движениям щеткой во рту. И чтобы воспитатели сменялись, но каждый держал в голове, что главная задача ребенка на данном этапе – горизонтальные движения рукой. Тогда малыш научится чистить зубы.

И можно будет приступить к тому, чтобы учить его одеваться. Или садиться. Или ходить. Или что угодно, лишь бы команда педагогов анализировала возможности ребенка и тренировала навыки.

Фото Ольги Лавренковой

Помочь проекту «Русфонд.ДЦП»

→ О проекте

Дорогие друзья!

Сумма пожертвования может быть любой. Во всех случаях в назначении платежа или в комментариях просим указывать: пожертвование на проект «Русфонд.ДЦП».

Основные каналы перечисления средств:

1) Отправьте слово ШАГ или SHAG на короткий номер 5541.
Стоимость сообщения 75 руб. Количество SMS с одного телефона не ограничено.

2) Платеж через банк

3) Платеж через систему РБК Money, которая включает в себя: 4) Кошелек WebMoney через систему Assist

5) Яндекс.Деньги

Подробнее о том, как помочь из-за рубежа → rusfond.ru/donation/abroad

Внимание! Пожертвования, отправленные через систему QIWI (КИВИ) – безадресные. Пожалуйста, сообщите нам о таком переводе для проекта «Русфонд.ДЦП».

Если у вас есть вопросы, замечания, предложения, звоните в Русфонд по номеру 8-800-2507525 (бесплатный звонок из России, благотворительная линия от компании МТС) или пишите на rusfond@rusfond.ru.

Спасибо!



  • 1. Один из воспитателей играет роль ребенка, и ему не нравится, как его перемещают

  • 2. И как ему вытирают рот – тоже не нравится

  • 3. И чем это гремят над ухом – не понятно

  • 4. Ах, это, оказывается, бусы

  • 5. Надо дать ребенку время, чтобы понять, какая игрушка у него в руке

  • 6. «Садиться» – это сложный процесс. Для начала давай обопремся на локоть…

  • 7. … согнем ноги и обопремся на локоть

  • 8. Когда поза стабильна, можно и поиграть. Например, с бубном

  • 9. Тем временем педагоги учатся чувствовать себя больными детьми

  • 10. Воспитатели учатся понимать, как чувствует себя больной ребенок, когда ему помогает взрослый




Кому помочь
Сумма *

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней


Кому помочь
Сумма *
Валюта *

Информация о произведенном пожертвовании поступает в Русфонд в течение четырех банковских дней

рассказать друзьям:
ВКонтакте
Twitter

comments powered by HyperComments версия для печати