• Скачайте мобильное приложение — теперь с Apple Pay!
  • Спасение детей в вашем телефоне
  • Помочь так же просто, как позвонить
Яндекс.Метрика
За 21 год — 11,664 млрд руб. В 2018 году — 729 607 134 руб.
Люди.

Мельников Павел Петрович (1804–1880) – министр, крупный ученый-инженер, почетный член Петербургской Академии наук.

С 1862 по 1869 год руководил Ведомством путей сообщения, после преобразования – министерством. Все свое состояние отдал на благотворительность.


Павел Петрович Мельников


Павел Мельников происходил из дворян. Окончил Институт корпуса инженеров путей сообщения и в 1833 году стал одним из самых молодых профессоров в институте. Написал знаменитый труд «О железных дорогах» (1835). Развитие железных дорог в те годы только начиналось, в 1837 году была построена первая в России (шестая в мире) 23-километровая стальная магистраль между Петербургом и Царским Селом. Чтобы перенять передовой опыт, Николай I поручил пытливому профессору посетить Европу и Америку. В 1837 году Мельников побывал в шести европейских странах, включая Англию – родину железных дорог, еще через год – в США, после чего начал детальную работу над проектом железных дорог в России. По словам инженера Валериана Панаева, репутация Мельникова «была так громка, что им гордилось все ведомство Путей Сообщения. Его служебный путь, можно сказать, был триумфальным шествием».


Фрагмент из сочинения Мельникова «О железных дорогах» (1835)


Главным детищем Мельникова стала 650-километровая Николаевская железнодорожная дорога между Петербургом и Москвой – он был автором проекта и руководил строительством, длившимся восемь лет (1843–1851). Инженеры безвыездно, годами, жили в крестьянских избах среди лесов и болот, показывая, по словам сослуживца Панаева, пример бытовой неприхотливости во имя служения делу: «Мельников сильно влиял на поддержание духа… своих подчиненных», проводя «по нескольку дней вместе со всеми в избе», спал «на полу, на сене или соломе». Но большую часть времени он проводил на строившейся станции Любань, что в 90 километрах от Петербурга, а чуть позже купил здесь имение. После открытия железной дороги невозможное стало возможным: из Петербурга в Москву скоростной поезд ехал всего 12 часов, обычный – 18. «За время управления Мельниковым к русской сети железных дорог прибавилась 4451 верста» (около 4800 километров) – отмечено в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.


Паровозное депо в Любани


Выйдя в отставку, Мельников задумал передать свое имущество на благотворительные цели. На решение во многом повлияло обстоятельство его бездетности. Не имея детей, он заботился о племянниках, в частности, о Варваре Мельниковой, ставшей позже благотворительницей (овдовев, во втором браке она вышла замуж за младшего сына А.С. Пушкина – Григория).

По инициативе министра в 1867 году в Любани был возведен храм святых апостолов Петра и Павла в память строителей дороги. Мельников оплатил половину расходов на его строительство (20 тыс. руб.) и завещал похоронить себя в этом храме. Незадолго до смерти он устроил в Любани богадельню и приют со школой. А все состояние, оцененное в 187 100 руб. (особняк в Петербурге, поместье в Любани и денежный капитал), завещал в собственность церкви как распорядителя. Доходы от имущества надлежало тратить на содержание Петропавловских богоугодных заведений – богадельню, приют и школу, формально приписанных к ведомству Императорского Человеколюбивого общества.


Сведения о пожертвовании инженер-генерала Мельникова из «Отчета Императорского Человеколюбивого общества за 1883 год»


В 1883 году после утверждения завещания в пользу Петропавловских заведений перешло солидное имущество.

Каменный трехэтажный дом с земельным участком площадью 489 кв. саженей (0,2 га) находился в Петербурге на престижной Фурштатской улице (ныне дом 3 – офисное здание с жилыми квартирами). Мельников приобрел его для себя в начале 1860-х годов. После его смерти дом арендовал Совет Императорского Человеколюбивого общества для своей канцелярии, стоимость его в 1883 году составляла 100 тыс. руб. (в 1907 –192 тыс. руб.).

Имение Любань площадью 614 десятин (672 га) стоило 58,6 тыс. руб. (1907 – 90 тыс. руб.). В имении находилось три дома: каменный двухэтажный усадебный дом с хозяйственными постройками – конюшней, скотным двором на 18 голов рогатого скота, каретным сараем, избой для прислуги. Поблизости стоял деревянный дом. В километре от усадьбы находился третий – деревянный, крытый железом – двухэтажный дом с домовой церковью, в котором помещались богадельня (на первом этаже) и детский приют (на втором).

Также министр пожертвовал на обеспечение заведений капитал 28,5 тыс. руб.

Средства, получаемые от аренды дома в Петербурге (около 74 процентов от общего дохода), домов и земельных угодий (14 процентов), проценты с капитала (5 процентов), целиком шли на содержание богадельни и сиротского приюта. Остальные доходы заведений складывались из пожертвований (5 процентов) и продажи овощей с собственного огорода (2 процента).


Фрагмент сметы Петропавловских заведений за 1895 год


Делами богоугодных заведений заведовал Попечительский совет, собиравшийся ежемесячно. В совет входили пять человек, включая священника. Трое представителей назначались приходским попечительством, один – министром путей сообщения для контроля за соблюдением условий пожертвований.

Начиная с 1890-х годов в Петропавловские богоугодные заведения поступали регулярные пожертвования от попечителей и членов-благотворителей: по 500 руб. в год от дворянина Александра Мартоса-Куликовопольского (в период с 1883 по 1894 годы), по 1000 руб. от графа Константина Литке, сотрудника конторы Императорских театров (1897–1914), по 100 руб. от княжны Софьи Багратион-Мухранской (1890–1899), по 50 руб. от известного петербургского кухмистера (владельца столовых) Николая Соколова и столько же от купца-лесоторговца Петра Мануйлова. Соколов также посылал детям к праздникам кур, гусей, телятину, во время поста – рыбу, Мануйлов бесплатно давал лесоматериалы на ремонт.

Содержание одного человека обходилось в 80 руб. в 1890 годы (57 руб. на питание, 12 руб. на одежду, 11 – на прочее: письменные принадлежности, керосин для ламп, мыло, посуду, подарки к праздникам) и в 90 руб. в 1900–1914 годы. Зелень и овощи выращивали сами – обитатели богадельни работали на участке под руководством опытного садовода. Другие продукты (мясо, рыба, хлеб, крупы, чай, кофе) закупали. В 1895 году были построены баня и прачечная.

В богадельне первоначально жили 12 женщин, но желающих попасть сюда было много, и в 1893 году их количество увеличилось до 18. Принимали одиноких женщин (незамужних и вдов) в возрасте от 45. Половина из них были жительницами Любани, чьи мужья или отцы работали на Николаевской дороге. Другие были крестьянками из близлежащих деревень Бородулино, Кирково, Погост, жители которых также работали на сооружении железной магистрали. Еще две-три женщины были вдовами мелких служащих министерства.

В детском приюте первоначально жили 12 девочек, а с 1893 по 1917 – 25. Согласно воле Мельникова, при приеме детей приоритет отдавался сиротам служащих Николаевской железной дороги. Девочки поступали сюда в возрасте пяти-десяти лет и оставались до 17-летия. Как указано в отчетах заведений, уходя они получали «полную экипировку» и пособие 50 руб., которое рекомендовалось истратить на приобретение швейной машинки, чтобы портняжьим трудом прокормить себя. Так, в 1893 году была выпущена и ушла жить к сестре 17-летняя Ольга Голубева, после смерти родителей она провела в приюте 12 лет. Ей выдали летнюю и зимнюю одежду и обувь, подушку, одеяло, постельное белье и пособие 50 руб.

К сожалению, фотографии Петропавловских заведений до наших дней не дошли.


Церковь Петра и Павла в Любани


Павел Мельников был погребен в Петропавловской церкви на станции Любань. Но в 1938 году храм закрыли, во время войны он сильно пострадал от бомбежек, и прах благотворителя перезахоронили в сквере у вокзала. В 1989 году церковь вернули местной общине, а после реставрации на средства Октябрьской железной дороги (бывшей Николаевской) ее вновь открыли. В 2002 году прах возвратили на место погребения. Ныне в «главном железнодорожном» храме России регулярно читают молитву о здравии всех начальствующих, трудящихся и путешествующих по железной дороге, а также об упокоении раба Божия Павла – министра-благотворителя, показавшего достойный пример милосердия высшим бюрократам и всем сослуживцам.

Для дальнейшего чтения:
1. Отчеты Комитета Петропавловских богоугодных заведений Инженер-Генерала Мельникова Новгородского уезда близ станции Любань Николаевской железной дороги. За 1890–1898 годы. СПб., 1891–1899.
2. Панаев В.А. Четыре министра путей сообщения 1833–1869 гг.: граф Толь, граф Клейнмихель, ген.-адъютант Чевкин и инж.-ген. Мельников. СПб., 1889.
3. Очерк деятельности Императорского Человеколюбивого общества за 100 лет. 1816–1916. Пг., 1916.
4. История железнодорожного транспорта России. Т.1. 1836–1917. СПб. – М., 1994.

Галина Ульянова
11.06.2014
рассказать друзьям:
ВКонтакте
Twitter

comments powered by HyperComments