• Новогодняя акция Русфонда
  • «Благотворительность вместо новогодних сувениров»
  • Приглашаем компании к участию!
Жизнь. Продолжение следует
9.11.2018
Болезнь,<br/>
несчастье, любовь<br/>
и новые сапожки
Болезнь,
несчастье, любовь
и новые сапожки
Жизнь. Продолжение следует
2.11.2018
Молчание <br/>как
знак согласия<br/>
со Вселенной
Молчание
как знак согласия
со Вселенной
Яндекс.Метрика
За 22 года — 12,309 млрд руб. В 2018 году — 1 374 676 575 руб.
Явления. События

Нищенство – социальное явление, наличие в обществе значительного числа людей, не имеющих крова и работы, бродяжничающих и попрошайничающих. В русской истории известно с раннего Средневековья, слова убогыи и нищь упоминаются в «Повести временных лет» при описании событий начала XII века. Этнограф Иван Прыжов отмечал, что в Х–ХI веках «при Владимире уже упоминается о баснословном числе нищих, а при Ярославе они получают юридическое положение в обществе, делаются людьми церковными».


Нищенки


В миросозерцании людей Cредневековья нищие по облику и поведению стояли близко к Иисусу Христу. Потому миряне считали, что нищие замаливают общие грехи, так что, подавая милостыню, человек увеличивает шансы «войти в Царство Небесное». Количество нищих резко возрастало в неурожайные годы. Английский дипломат Джайлс Флетчер, посетивший Москву в 1588 году, писал в сочинении «О государстве русском»: «Бродяг и нищенствующих у них неисчетное число».

В зависимости от места обитания нищие прозывались по-разному: царские (им покровительствовал царь Алексей Михайлович), кладбищенские, соборные, монастырские, церковные, гулящие и леженки (лежали на голой земле, чаще всего на мостах и перекрестках). В ХVII веке нищенство стало массовым, и это вызвало противодействие государства. В 1691 и 1694 годах от имени малолетних царей Иоанна и Петра Алексеевичей были изданы два указа, устанавливавших наказание за нищенство, особенно профессиональное. Указ 30 ноября 1691 года гласил: «Известно им Великим Государем, что на Москве гулящие люди, подвязав руки, також и ноги, а иные глаза завеся и зажмуря, будто слепы и хромы, притворным лукавством просят на Христово имя милостыни, а по осмотру они все здоровы». Пойманных «нищебродов» теперь водворяли на места жительства, а в случае повторной поимки ссылали в Сибирь.

Непримиримая борьба с нищенством велась и в правление Петра Великого. Нищих даже пробовали лишить веками освященной традиции – прошения милостыни на церковной паперти. А взыскание за нищенство сравняли с наказанием за тяжкие преступления: пойманных во второй раз – били кнутом на площади и ссылали в каторжные работы, а баб и детей отправляли принудительно работать на мануфактурах. Подавших милостыню и приютивших нищих в своем доме штрафовали на пять и повторно на десять рублей.

Несмотря на строгость законов, нищенство не уменьшалось, что констатировал указ 1761 года. Екатерина II хоть и продолжила борьбу с профессиональным нищенством, но наказания были смягчены. После введения указа «Учреждение о губерниях» (1775) началась эпоха организованной благотворительности – царице и вельможам верилось, что нищие поселятся в богоугодных заведениях и перестанут безобразничать на улицах городов.

В начале ХIХ века с развитием частной благотворительности отношение государства к нищенству вступило в попечительскую фазу. В 1837 году в Петербурге и в 1838 году в Москве возникли Комитеты для разбора и призрения просящих милостыни (Комитеты о нищих). Комитеты осуществляли профилактические меры борьбы с нищенством: задержанных нищих отделяли от бродяг. Случайно впавшим в нужду помогали уехать на родину. Бродяг же отправляли в учреждения принудительного труда – работные дома.

Вопрос, откуда бралось большое количество нищих, был в XIX – начале ХХ века предметом социологических исследований. Установлено, что число нищих вырастало осенью и зимой, достигало пика в конце зимы и ранней весною, когда запасы хлеба истощались, и крестьяне были вынуждены идти «по миру».

Одним из последствий Крестьянской реформы 1861 года (после отмены крепостного права 23 млн крестьян, составлявшие треть населения, получили личную свободу) стало массовое обнищание крестьянства. Многие крестьяне перешли в нищенское «сословие» – профессионально побираться уходили целыми деревнями. С доходов от нищенского промысла платили налоги и обеспечивали себе пропитание. Журнал «Вестник благотворительности» сообщал в 1900 году: «Недалеко от Москвы держат целые организованные артели нищих, определяющих направление, которое каждый нищий должен принять в своих путешествиях по России; дополняются эти партии и наемными нищими, находящимися под строгим контролем, за плату 2 руб. в месяц. Доходы опытного нищего определяются в 15–20 руб. в месяц».

Но чаще всего ряды нищих пополнялись крестьянами, перебравшимися в город и не нашедшими здесь постоянного заработка. Так, в Москве среди обитателей Хитрова рынка – где были дешевые ночлежки и трактиры для люмпенизированных слоев – 11 процентов совсем расстались с трудовой жизнью. Случайными работами перебивались 70 человек из 100. По сведениям журналиста Краевского, к концу 1880-х годов наибольший контингент московских нищих давали «фабричные рабочие, прогнанные с фабрик или оставившие их сами, потому что “уж дюже строго взыскивать стали”, либо ремесленники и бывшие цеховые, покинувшие свое занятие, потому что “ноне у хозяев работа стала и цены на нее нетути”».

В течение ХIХ века социальный состав нищих менялся. К примеру, по данным московского Комитета о нищих, в 1839 году треть составляли отставные солдаты, по 20 процентов московские мещане и крестьяне, еще 3 процента – чиновники. Среди нищих попадались также дворяне и купцы, бродячие монахи. В последовавшие за Крымской войной 1857–1861 годы доля отставных солдат возросла, составив более половины.

Нищенство до того въедалось в стихию народной жизни, что порой становилось потомственным занятием. Один из русских статистиков XIX века Корсак проанализировал данные московского Комитета о нищих за 1850-е годы. После медицинского осмотра оказалось, что две трети нищих были способны к труду. Корсак дал характеристику нищих – мнимых погорельцев: «Старожилы московские рассказывают, что они знали многих их таких “погорелых” еще детьми, которые выросли на их глазах, обзавелись бородами и семействами, и все-таки продолжают странствовать по улицам в качестве погорелых».

В 1898 году при Министерстве юстиции была образована комиссия для разработки вопроса о борьбе с профессиональным нищенством и бродяжничеством. Были собраны сведения о масштабах, динамике и доходах нищенства. Председатель комиссии сенатор Мещанинов на Первом съезде русских деятелей по общественному и частному призрению (1910) заявил, что нищих в России не менее 500 тыс. человек и только «крестьянское население тратит на милостыню колоссальную сумму в 230 миллионов в год». Юрист Дмитрий Дриль отмечал, что «моральная низость нищенской среды воспроизводится на фоне физиологической деградации части беднейшего населения и напрямую связана с бытующим здесь алкоголизмом».

Перепись 1897 года показала, что в стране с населением 125 млн человек «нищих бродяг, странников, богомольцев» насчитывалось 362 514 человек, а лиц, «не указавших своих занятий и средств к существованию», – 316 646. Несмотря на значительное развитие системы благотворительных заведений, нищенство было неискоренимо. Полицейские указы предписывали вылавливать бродяг, но количество их не уменьшалось. Попрошайки знали, что кто-нибудь да подаст. Так процветала спекуляция на милосердии. Получалось, что миллионы, раздаваемые на милостыню, не уменьшали зла, а только плодили нищую братию.

Для дальнейшего чтения:

1. Прыжов И. Нищие на Святой Руси. М., 1862;

2. Корсак А.К. Статистические сведения о нищенстве в Москве (за 1852–1861 годы) // Сборник материалов для изучения Москвы и Московской губернии. М., 1864. Вып. 1;

3. Краевский А. Вопрос о нищенстве и об организации благотворительности в Москве. Вып. 1. М., 1889;

4. Дриль Дм. Бродяжество и нищенство и меры борьбы с ними. СПб., 1899;

5. Мещанинов И.В. О нищенстве в России и о способах борьбы с этим явлением // Труды Первого съезда русских деятелей по общественному и частному призрению. 8–13 марта 1910 г. СПб., 1910;

6. Ульянова Г.Н. Московские нищие // Отечество. Краеведческий альманах. М., 1997. С.140–158.



Галина Ульянова


рассказать друзьям:
ВКонтакте
Twitter

comments powered by HyperComments