• Скачайте мобильное приложение — теперь с Apple Pay!
  • Спасение детей в вашем телефоне
  • Помочь так же просто, как позвонить
Яндекс.Метрика
За 21 год — 11,664 млрд руб. В 2018 году — 729 607 134 руб.
Ведомства. Типы учреждений

Богадельни – благотворительные заведения для постоянного призрения физически и психически немощных людей (современные аналоги: дома престарелых, дома инвалидов, психоневрологические интернаты).

Богадельня в России была древнейшей и излюбленной формой благотворительности.


Призреваемые богадельни в Симбирске. Вторая половина XIX века

О том, что богадельни существовали еще в XVI веке, известно из документов того времени. Деньги на богадельни отпускались из казны и дополнялись пожертвованиями. В 1551 году Иван Грозный в своих вопросах к Стоглавому собору обличал духовенство за нерадивое управление богадельнями: за взятки туда брали здоровых, а старые и больные оставались без приюта. Царь предложил духовенству и светской власти ужесточить контроль. Постановлением Стоглавого собора впервые в российском законодательстве было определено, что следует переписать немощных и нуждающихся, поместить в богадельни и содержать на доброхотные пожертвования: «Да повелит благочестивый царь всех прокаженых и престаревшихся описати по всем градом… да в коемждо граде устроити богадельны мужскии и женскии, и тех прокаженых и престаревшихся, не могущим нигде же главы подклонити, устроити в богадельнях пищею и одежею».

В правление Михаила Романова (1613–1645) богадельнями ведал Патриарший приказ, употреблявший на содержание их остатки патриарших и монастырских доходов. При следующем царе Алексее Михайловиче в 1670 году учрежден Приказ строения богаделен, действовавший до 1678 года. Богадельни чаще устраивались при храмах, например, в Москве при церкви Иоанна Богослова в Бронной помещалось сто богаделенных нищих.

В царствование Петра I (1682–1725) устройство и содержание богаделен осталось на Приказах – сначала на Патриаршем, а с 1701 года – на Монастырском (туда приводили задержанных нищих и распределяли по богадельням). 21 марта 1708 года в докладе князя Меншикова говорилось: «Великий Государь указал по Именному своему… указу нищим по миру на Москве мужеска и женска полу и робятам и старцам и старицам милостины не просить и по мостам не сидеть, а быть им в богадельнях».

В 1721 году попечение о бедных перешло к только что учрежденному Святейшему Синоду, а в 1724 году передано в Камер-конторы. При Петре издан ряд узаконений по вопросу о богадельнях. В 1708 году – упомянутый указ об отсылке нищих в монастыри и церковные богадельни, в 1712 году – еще один указ о воспрещении нищенства в Москве и о распределении нищих по монастырям и богадельням.

Петр I прежде всего проявлял заботу о призрении воинских чинов, расселив инвалидов по уже имевшимся монастырским богадельням. Указом 29 июля 1723 года на постройку и содержание богаделен были назначены церковные сборы из доброхотных подаяний, которые следовало проводить церковным служителям и старостам «во всех Российского Государства монастырях и в соборных и приходских церквах» при святой литургии, а собранные средства присылать в Синод.

При Анне Иоанновне (1730–1740) в Петербурге были устроены 17 новых богаделен. Однако Елизавета Петровна (1741–1762) сочла содержание богаделен обременительным для казны и указом 26 октября 1744 года сократила количество призреваемых с 5 372 до 3 601 человек. В богадельнях остались лишь отставные солдаты и их жены. Содержание определялось в 1 копейку в день на человека (для сравнения – в 1739 году оптовая цена килограмма муки составляла 6 копеек).

Несмотря на сокращение казенного финансирования, в 1730–1750-х годах только в Москве существовало около 100 богаделен в общей сложности на 5 тыс. человек. Большинство содержалось на частные пожертвования.


Богадельня при фабрике Рябушинских в селе Заворово Тверской губернии. Начало ХХ века

При Екатерине II (1762–1796) возникли новые богадельни. В Петербурге – Волковская (1777, на 250 коек) и городские богадельни (1781, отделения в разных частях города, всего на 2 958 коек). В Москве в 1771 году устроены старообрядческие богаделенные дома: Рогожский (на 890 человек) и Преображенский (на 400 человек). В 1775 году – Городской императорский Екатерининский богаделенный дом (Матросская богадельня).

В XIX веке богадельни возникают повсеместно. Для их устройства передаются благотворительные капиталы и каменные дома от представителей всех сословий – дворянства, купечества, мещанства, крестьянства. Многие богадельни получают семейные имена жертвователей. К примеру, в Петербурге действовали богадельни Елисеевых, Белосельских-Белозерских, графа Апраксина, княгини Салтыковой, фабрикантов Брусницыных.

На рубеже XIX–ХХ веков богадельни составляли почти половину всех благотворительных заведений России для взрослых (по данным 1902 года, 2 083 из 4 382 заведений). Количество обитателей и материальное обеспечение в них различалось. К примеру, устройство московского «Убежища имени Степана и Анны Тарасовых для бедных престарелых лиц» на 150 человек, открытого в 1911 году, обошлось в 900 тыс. руб. Здание было столь добротным и представительным, что ныне в нем располагается Пенсионный фонд Российской Федерации (Шаболовка, дом 4). Некоторые одинокие призреваемые даже могли иметь в богадельне прислугу.

Однако большинство богаделен представляли собой мелкие заведения для небольшого числа пациентов. В скромных городских и сельских заведениях «для лиц простого звания» число призреваемых доходило до 25 человек в палате, пропитание и одежда обеспечивали лишь сносные условия.


Комната в женской богадельне. Конец ХIХ века

Например, в Сухаревской женской богадельне в Нижнем Новгороде (открыта в 1902 году на 32 человека) большинство обитательниц были мещанками, были также две крестьянки, одна солдатка, четыре старые девы (дочери мелких чиновников) и три вдовы-дворянки. В дни, когда не было поста, им подавались щи или суп с мясом и рыбой, гречневая, пшенная и полбенная каша со сливочным маслом. Во время поста суп или щи делались с малосольной рыбой и белыми грибами, подавались горох, гороховый кисель, гречневая и пшенная каша с подсолнечным маслом. В праздничные и воскресные дни кормили мясным или – во время поста – рыбным жарким, пирогами. Кроме еды, призреваемые получали одежду, в частности, два платья, несколько платков и пару обуви в год, пальто – раз в несколько лет. В этой богадельне было три человека прислуги.

На рубеже XIX–XX веков основной процент обитателей богаделен составляли отставные военные (40 процентов) и мещане (35 процентов). В 1901 году в богадельнях России проживало около 670 тыс. человек. В 1906 году богадельни располагали собственной недвижимостью на 41 млн руб. и капиталами в 53 млн руб.

Для дальнейшего чтения:

Козлова Н.В. Люди дряхлые, больные, убогие в Москве XVIII века. М.: РОССПЭН, 2010;

Kaiser D.H. The poor and disabled in early eighteenth-century Russian towns // Journal of social history. 1998. Vol. 32. № 1. P. 125–155;

Отчет по содержанию городской общественной имени М.Ф. и Е.П. Сухаревых женской богадельни с 8 января 1902 г. по 1 января 1903 г. Нижний Новгород, 1903.

Галина Ульянова
рассказать друзьям:
ВКонтакте
Twitter

comments powered by HyperComments